Автомобили на солнечных батареях: технологично, но непрактично
Авто на солнечных батареях какие перспективы
- Позитивные стороны применения
- Внешний вид
- Характеристики и примочки
- Перспективы развития
Один из принципов технического прогресса – шаги вперед. Это означает, что не важно, что и как будет создано, какую пользу оно несет, малую или большую, главное, что изобретение должно служить на благо, дарить новые возможности, открывать перспективы, создавать поле для новых шагов.
Особая перспектива в развитии цивилизации в последние годы припадают на альтернативные пути использования энергии, экологически чистые ее источники, возможности создания бесконечных энергетических элементов. На фоне возникшего вопроса появился ряд проблем, однако одновременно родились новые идеи развития инновационного направления.
Ярким примером скорого развития и глубины человеческого ума стал автомобиль на солнечных батареях.
Позитивные стороны применения
Одним из главных интересующих массы вопросов сразу становятся пути применения и положительные стороны. Рассматривая возникшие вопросы нужно осознавать, что технология несовершенна, имеет пути дальнейшего развития, улучшает свои показатели из года в год.
Замечено, что, несмотря на золотое правило «каждая вещь имеет позитивные и негативные стороны», в этом случае оно дает исключение. Основной недостаток технологии высокая цена и трудоемкий процесс создания.
Наряду с этим количество позитивных сторон, возможностей дальнейшего развития и направлений применения стремятся к бесконечности. На сегодняшний день они выглядят так:
- Высокая энергетическая выгода.
- Бесконечный источник энергии.
- Отсутствие необходимости дополнительной подзарядки.
- Полная автономность системы.
- Практичность, надежность, перспективность технологии.
Внешний вид
Хотя сегодня внешность такого ноу-хау напоминает скорее транспорт из книг фантастики и фильмов о далеком будущем,
но существует возможность придать автомобилю практически любую форму.
Характеристики и примочки
Как понятно из наличия солнечных батарей, основной источник двигательной силы электричество. По этой причине и двигатель электрический.
Основное качество для данного транспорта не только его уникальность, но и каждодневное совершенствование в попытках достичь идеала. Со времени первой модели и до нынешних образцов можно наблюдать существенные изменения:
- Наряду с электродвигателем, присутствует стандартная технология сжигания топлива. Это позволяет двигаться даже в отсутствие солнца и пустых аккумуляторах.
- Наличие аккумуляторов позволяет использовать машины в ночное время суток и без солнечную погоду. Помимо прочего невысокое энергопотребление позволяют зарядить батареи даже при езде или во время простоя.
- Безопасность превыше всего. Машины, оснащенные солнечными батареями, зачастую не превышают показатель в 2-3 лошадиные силы, а первые модели не разгонялись выше 20 км/час. Сейчас ситуация имеет другой вид, однако технические доработки обеспечивают невероятно высокий уровень собственной безопасности.
Перспективы развития
Направление имеет огромные перспективы, создает большое пространство новым идеям. Многие ученые вместе с инженерами уже сейчас убеждены, что подобная технология рискует стать одним из основных направлений будущего, не только в транспортной индустрии, но и других перспективных отраслях.
Автомобиль на солнечных батареях: принцип действия, преимущества и недостатки
В ХХI веке – в эпоху ускорения развития науки и техники – человечество стоит перед выбором: развитое производство или живая природа. Так или иначе, но деятельность человека наносит вред экосистеме. И научный потенциал всего мира направлен на разработку инновационных экологически чистых технологий. К новейшим изобретениям такого рода относится автомобиль на солнечных батареях, который уже сегодня становится все более популярным в потребительской среде. Современные учёные, работающие в энергетической отрасли, относят «солнцемобиль» к мерам ресурсосбережения. Но обо всём по порядку.
Немного истории
Первый гелиомобиль был сконструирован ещё в 1982 году. Ханс Толструп – создатель агрегата под названием «Тихий рекордсмен» – пересёк на своём детище Австралию с максимальной скоростью 20 км/ч.
Идея автомобиля, питающегося энергией солнца, вызвала одобрение. Гелиомобиль привлёк к себе внимание. За этим последовал ряд попыток сконструировать более мощную и совершенную «солнечную машину».
Спустя 14 лет, скорость авто на солнечных батареях достигла отметки в 90 км/ч. Этот рекорд был поставлен гелиомобилем Dream («Мечта»), который стал победителем IV Международного ралли. На отдельных участках трассы машина разгонялась до скорости 135 км/ч.
Принцип действия, конструкция
Любой автомобиль на солнечных батареях относится к классу электромобилей. Действующий электродвигатель питается от солнечных батарей. Солнце заряжает также и резервные аккумуляторы. Таким образом, для функционирования этой машины используется чистая энергия солнечного излучения, и агрегат не наносит ущерба экосистеме. К слову, от фотопреобразователей питаются также:
- кондиционер;
- радио;
- навигатор.
Внешний вид такого авто с первого взгляда обескураживает. Дело в том, что для обеспеченья электродвигателей достаточным количеством энергии требуются батареи большой площади, поэтому корпус машины плоский и продолговатый. Это необходимость, в связи с которой машина походит на инопланетный корабль. В противном случае авто не могло бы проехать и десяти километров.
Преимущества
Машины на солнечных батареях готовы похвастаться рядом преимуществ перед обычными авто:
- Экологичность. Гелиомобиль не оказывает на экосистему пагубного влияния. Главным недостатком авто, работающих на традиционном топливе, является повышенный выброс СО₂ в атмосферу Земли. Это один из вреднейших парниковых газов. Его избыток в воздухе приводит к необратимой смене климата на планете и образованию дыр в озоновом слое. Автомобиль, работающий на солнечных батареях, не образует вредных выбросов.
- Бесплатная доступная энергия. Энергия, черпаемая от солнца, совершенно бесплатна. Гелиомобиль – удачный пример использования этой энергии.
- Нет потребности в формировании сети АЗС.
- Большой срок службы. Фотоэлементы, которыми оснащены солнцемобили, способны исправно функционировать в течение 25–30 лет.
На некоторые из перечисленных достоинств можно посмотреть двояко. Многие из этих «плюсов» стали причиной невостребованности подобных авто на широком рынке.
Недостатки
Машины, работающие на солнечной энергии, всё ещё не нашли широкого распространения на мировом рынке, т. к. их конструкция несовершенна. К весомым недостаткам относятся следующие:
- Низкий КПД. На сегодняшний день КПД солнечных батарей составляет в среднем 15–20%. В связи с этим и мощность двигателей гелиомобилей невысока – всего 2–3 лошадиные силы.
- Проблемы с передвижением в ночное время и пасмурную погоду. В тёмное время суток некоторые электромобили на солнечных батареях могут передвигаться за счёт сжигания топлива, но тогда теряется сама концепция экологичности.
- Дороговизна фотоэлементов. Из-за базовой стоимости агрегатов и комплектующих «солнечная» машина стоит дорого.
- Большие габариты. Отведённая под батареи поверхность корпуса так же, как и электродвигатель, весит немало. Большой вес солнцемобиля является причиной больших затрат энергии и потерь мощности.
- Пониженный комфорт. Увы, но по уровню комфорта «солнечные машины» несопоставимы с традиционными автомобилями. Психология потребителя такова: лишь единицы сделают выбор в пользу менее комфортабельного экомобиля. И даже то, что солнцемобиль безопасен для природы, не сможет переубедить человека.
- Дороговизна. Сегодня солнцемобили стоят как бензиновые авто бизнес-класса. Среднестатистический покупатель просто не может позволить себе приобрести такое дорогое средство передвижения.
Чтобы сделать автомобили на солнечных батареях более дешёвыми и доступными среди простого населения, необходимо:
- снизить цену на фотоэлементы;
- повысить КПД до 37–40%;
- сделать авто менее габаритным, что, в свою очередь, поспособствует меньшему расходу энергии.
Даже таких минимальных мер хватит для того, чтобы повысить уровень продаж авто, оснащённых солнечными батареями. На данный момент прогрессивные инженеры-учёные работают в этом направлении.
Заключение
Автомобиль на солнечных батареях – не миф и не роскошь. Да, сегодня в конструкции солнцемобилей присутствуют недостатки, которые делают данный продукт невостребованным. Однако учёные всего мира стараются сделать его более практичным и комфортабельным. Каждые два года в Австралии проводятся ралли солнцемобилей с целью выяснить, на что способны эти средства передвижения. За гелиотранспортом стоит чистое будущее Земли.
Машины на солнечных батареях – тупик или будущее автомобилестроения?
Развитие и вероятные перспективы производства автомобилей на солнечных батареях – особенности таких машин. Видео о коммерческом авто на солнечной энергии.
31 августа 1955 года небольшой автомобиль – всего 15 дюймов (38 см) в длину – стал главной достопримечательностью автошоу General Motors Powerama в Чикаго. Это была не игрушка, а первый в истории автомобиль на солнечной энергии. Точнее, футуристическая миниатюра, в которой была предпринята попытка заложить основу будущего, где автомобили будут работать за счет чистого, неисчерпаемого источника энергии – солнца.
Идея о том, что автомобили могут функционировать исключительно на солнечной энергии, набирает обороты в наши дни, когда борьба с климатическим кризисом стоит первым пунктом на повестке дня. Одним из её основных направлений является переосмысление того, как люди передвигаются. Итак, 65 лет спустя, почему автомобильный рынок не полон альтернативного транспорта на солнечной энергии?
Десятилетия эволюции
Первая модель «солнечного автомобиля» не была легковой машиной по общепринятым меркам – всего лишь образцом. Детище Уильяма Г. Кобба, сотрудника General Motors, получило название Sunmobile и демонстрировало 12 фотоэлементов, прикрепленных к крыше и вырабатывающих энергию, необходимую для передвижения маленького транспортного средства. Реализовать эту концепцию в жизни было невозможно, потому что максимальной мощности, производимой солнечными панелями, было недостаточно для работы любого из автомобилей той эпохи, но Sunmobile нарисовал картину того, куда может двигаться автомобильная промышленность. Это был первый из многих прототипов.
Bluebird, построенный Эдом Пассенери в 1977-м, многие считают первым настоящим солнечным транспортным средством. У экспериментальной модели было три колеса, и она могла двигаться за счет энергии, создаваемой фотоэлектрическими элементами, без использования батареи.
В 1982 году The Quiet Achiever стал первым автомобилем на солнечных батареях, способным преодолевать большие расстояния. Он проехал 2485 миль (4000 км), путешествуя от западного побережья Австралии до восточного, на что ушло чуть меньше 20 дней.
1980-е годы ознаменовались главным испытанием транспортных средств на солнечной энергии – гонками. В 1985 году в Швейцарии были проведены первые официальные соревнования автомобилей на солнечных батареях: Tour de Sol.
Самую известную гонку на сегодняшний день – World Solar Challenge – впервые провели в 1987-м. Теперь это мероприятие проводится раз в два года, а главными участниками являются университетские и корпоративные команды. Между собой состязаются солнечные автомобили, покрытые энергетическими панелями (обычно это один квадрат) и двигающиеся на 3-4 миниатюрных колесах. Они больше похожи на бобслейные, чем на легковые, но это чудо современной инженерии способно развивать скорость свыше 80 км/ч при меньшем потреблении энергии, чем фен. Такая техника далека от работоспособного аналога современных автомобилей, но позволяет анализировать и совершенствовать технологии.
Подобный конкурс регулярно проводится и в Австралии, собирая более 50 международных команд из десятков стран. Но за пределами гоночного мира фотоэлектрические элементы пока не получили широкого распространения на авторынке. Основными препятствиями являются:
- непомерно высокие затраты, связанные с внедрением технологии;
- пространство, ограничивающее количество размещенных на автомобиле панелей;
- расстояние, которое автомобиль способен проехать;
- скорость, которую он может развить.
Проекты и перспективы
Существует ряд инициатив по созданию транспортных средств на солнечной энергии, которые пытались открыть дверь потребителю. Одна из самых обсуждаемых – Lightyear One, электромобиль на солнечных батареях дальнего действия (725 км WLTP), не зависящий от сети. Он использует фотоэлектрические элементы, способные, по словам его создателей, дать на 20 процентов больше энергии, чем традиционные, и работающие независимо, даже когда некоторые из них находятся в тени. С ценой в 150 000 евро это неприемлемый вариант для большинства автолюбителей, но идея имеет интересные перспективы.
Еще один подобный автомобиль – Sono Sion. Он использует 248 солнечных элементов, разбросанных по всему «телу», что обеспечивает дополнительную дальность действия 21 милю (34 км) впридачу к 155 милям (250 км), которые он может пробежать от аккумулятора. Обеспечена полная автономность машины на небольших расстояниях. Цена – 25 500 евро.
Многие жизнеспособные проекты застопорились из-за финансовых трудностей. Один из таких случаев – спроектированный в Испании двухместный автомобиль, созданный для городских путешествий. Цена доступная – 5000 евро, но команда, стоящая за проектом, недавно объявила, что прекращает реализацию инициативы из-за отсутствия финансирования для производства первых единиц.
Почему солнечная энергия лучше электрической
Частные автомобили создают до 73 процентов выбросов в окружающую среду. Продвижение электромобилей в массы уменьшит загрязнение, но не устранит его. Электростанции, энергетические линии, зарядные коммуникации – всё это наносит вред природе, скрывшись от глаз обычных пользователей. Транспортное средство, полностью работающее на солнечной энергии, будет гарантированно чистым, не источая, как и электромобили, опасных выхлопных газов.
Существует также возможность (уже проверенная на различных коммерческих моделях) размещения солнечных панелей на крышах машин в качестве дополнительного источника энергии, который предназначен не для фактического перемещения автомобиля, а для других целей – например, питания кондиционера.
Солнечные гибриды
В настоящее время нет серийных автомобилей, полностью работающих на солнечной энергии. Однако появился ряд гибридов, добавляющих солнечные технологии к электрическим. Машины, подобные Sono Motors Sion, Lightyear One и Toyota Solar Prius, мы увидим на дорогах в ближайшие несколько лет.
Sono Motors – немецкий стартап по производству электромобилей. Sion будет, по сути, самозаряжающимся электромобилем со встроенными солнечными панелями, способными подпитывать машину, даже если она не подключена к электросети. Одна из наиболее интересных особенностей – система очистки воздуха: пряди островного мха, интегрированные в приборную панель, фильтруют воздух, регулируют температуру и влажность.
Lightyear One, представленный в 2019-м и разработанный командой студентов-инженеров, выигравших гонки World Solar Challenge в 2013, 2015 и 2017 годах, – тоже гибридный электромобиль с солнечными батареями. Ожидается, что базовая «дальность полёта» машины составит 725 км, а каждый час, проведенный на солнце, увеличит запас хода примерно на 12 км. Автомобиль определенно роскошный. Запуск запланирован на 2021 год.
Третий пионер – Toyota Solar Prius. Текущий Prius уже предлагает солнечные панели в качестве опции, но новый Solar обзаведется уникальными солнечными батареями – ультратонкими панелями, разработанными Sharp и обычно используемыми на спутниках. Ожидается, что они обеспечат гораздо более высокую эффективность, чем кремниевые элементы, лежащие в основе наиболее доступных видов солнечных энергосистем, и увеличат запас хода на 56 км.
Есть ли шанс у «солнцемобилей»
Насколько работоспособными будут такие машины, трудно сказать до тех пор, пока они не испытаны жизнью. Наука редко прямо говорит «нет», но в данном случае призывает к осторожности. По оценкам экспертов, даже самых энергоэффективных солнечных панелей будет недостаточно для автомобиля с дальностью хода, сопоставимой с современными электромобилями – если не ждать несколько дней, пока машина зарядится естественным путем. Это связано с данными о том, сколько энергии могут собирать солнечные панели.
На каждый квадратный метр Земли в течение дня приходится примерно 1 киловатт солнечной энергии (фактическое количество варьируется от места к месту – от 0,2 кВт в Норвегии до 2 кВт – в Саудовской Аравии). Это означает, что гипотетически даже сверхэффективная солнечная панель, захватывающая 100 процентов солнечной энергии, может собирать только 1 киловатт-час на квадратный метр за каждый час солнечного света.
Tesla Model 3 проезжает чуть меньше 7 км на каждый киловатт-час. Предполагая, что наша солнечная машина имеет такую же энергоэффективность, с четырьмя квадратными метрами невероятно продуктивных солнечных панелей (количество, которое Sono Motors планирует разместить на Sono) ей потребуется свыше 6 часов непрерывной зарядки, чтобы проехать 160 км. Вернувшись к реальной эффективности (менее 25%), мы поймем, что для получения столь большого объема энергии машине понадобится 26 часов нахождения на солнце.
В этом могут помочь тонкопленочные элементы с использованием перовскитов. Перовскиты – это кристаллы, названные в честь русского знатока минералов Льва Перовского. Они не требуют больших затрат на добычу, а панели на их основе обладают рядом важных преимуществ по сравнению с обычными фотоэлектрическими аналогами на базе кремния. Они могут быть тоньше обычного листа бумаги, поглощают свет с более широким диапазоном длины волн, производя больше электроэнергии при той же интенсивности солнечного излучения, и лучше работают в тени и в пасмурные дни.
Но есть и другие негативные факторы. К примеру, эффективность солнечных панелей снижается, если они не выровнены идеально к солнцу. А что делать в регионах с постоянной облачностью, частыми дождями и снегом? Также есть грязь, пыль, повреждения от камней на шоссе, существенно уменьшающие количество собираемой энергии.
Будущее «солнцемобилей»
Все это не делает невозможным использование солнечных батарей, но пока это не слишком практично. Крупный транспорт вроде автобусов и поездов может выиграть из-за большей площади «рабочей» поверхности, но пока не будут достигнуты значительные успехи в технологии солнечных панелей, полностью работающие от солнца легковые автомобили вряд ли получат путевку в жизнь.
Инженеры сейчас больше озабочены тем, как интегрировать солнечную энергию в электромобили, чтобы сделать их более эффективными. Tesla, к примеру, планирует использовать «солнечное стекло», превращающее люк на крыше в прозрачную солнечную батарею. Некоторые современные продукты Tesla поставляются с солнечными панелями, которые можно хранить в багажнике и разворачивать над крышей. Это вдохновило многих производителей начать разработку собственных электромобилей, использующих солнечные батареи для расширения возможностей.
Вдохновляет то, что затраты в «солнечной отрасли» падают. Международное энергетическое агентство (МЭА) недавно опубликовало ежегодный отчет, где впервые отмечено, что солнечная энергия является самым дешевым источником электроэнергии для большинства стран мира. И в автомобильной отрасли будут активно использовать эти возможности.
Заключение
Солнечные панели на автомобилях пока не получили широкого распространения. Их недостаточно, чтобы стать единственным источником энергии, но он чище и экономнее других. Вероятно, мы нескоро увидим на дороге машины, работающие на одной солнечной энергии, но идея определенно кажется разумной.
Транспорт – едва ли не главное орудие убийства планеты как по ресурсам, которые он сжигает, так и по выбросам в окружающую среду. Поэтому естественно, что и потребители, и производители ищут более чистые и экономичные решения для транспортировки, и фотоэлектрические панели непременно сыграют в этом свою роль.
Видео о коммерческом авто на солнечной энергии:
Развитие и вероятные перспективы производства автомобилей на солнечных батареях – особенности таких машин. Видео о коммерческом авто на солнечной энергии.
Автомобили на солнечных батареях: технологично, но непрактично
«Lightyear One» – туманное будущее новых электромобилей
Практически серийный прототип автомобиля на солнечных батареях. Будет ли он ездить по обычным дорогам уже через год?
Высокие, передовые, «зеленые» технологии. Человечество давно мечтает о том, чтобы брать энергию из воздуха. В современном мире, в принципе, это уже возможно, притом в том количестве, которое способно не только питать калькуляторы и беспроводные клавиатуры на солнечных батареях, но даже автомобили и целые дома.
Компания «Lightyear One» из Нидерландов как раз занимается средствами передвижения, работающими от солнечной энергии, так называемыми «солнцемобилями». На сегодня был создан предпродажный прототип подобного легкового автомобиля, способного заряжаться от энергии Солнца. Автомобиль действительно привлекает внимание своими необычными характеристиками.
Электрокар оснащен четырьмя двигателями, установленными непосредственно в колесных ступицах, по одному на колесо. Предположительное время разгона до 100 км/ч составляет 10 с небольшим секунд. Также электрокар, по информации с официального сайта проекта, «обладает улучшенным вектором крутящего момента» и заявленным диапазоном в целых 724 км на одной зарядке!
В хайтек-компании Lightyear утверждают, что солнечные панели, применяемые по всей площади автомобиля (на 5 квадратных метрах) – на капоте, крыше и заднем стекле, – обеспечивают на 20 процентов больше энергии, чем обычные солнечные элементы. Вроде как, для проекта были разработаны специальные технологичные солнечные панели повышенной чувствительности к фотонам света или что-то вроде того. Ну вы понимаете, обычный маркетинговый «треп». Хотя, может быть, именно сейчас все будет серьезно, как никогда?
Компания безапелляционно утверждает, что автомобиль, по сути, полагается на солнечную зарядку. Вот:
Выдержка с сайта, в разделе «поговорим о солнечной зарядке». Предполагается, что их солнечные панели дадут вам «независимость от зарядных станций», так что вы «сможете свободно путешествовать по миру». Также:
Используя собственные подсчеты, компания Lightyear рассказывает о том, сколько заряда обеспечивают ее солнечные панели. Итак, энергией света обеспечивается до 12 км/ч скорости движения автомобиля. Что это значит для реальной эксплуатации в жизни?
Если мы возьмем пробег в 20 000 км ежегодно, то есть 1666 часов зарядки при заявленной скорости заряда, плюс 12 км за час при зарядке от Солнца, это означает, что для максимального использования солнечного света вам нужно оставлять автомобиль на подзарядке до 138 дней, при условии, что у вас гарантированно будет 12 часов прямого солнечного света ежедневно. Да, машина должна будет заряжаться дольше, чем на ней можно будет ездить, если пользоваться только энергией нашего светила!
Впрочем, нидерландская Hi-Tech-компания даже этого не отрицает: владелец машины может, проехав, скажем, 20 километров до работы утром, спустя 8 часов получить дополнительные 90 км хода без подключения к электросети. Но это, повторимся, только в идеальную погоду и днем. Ночью Солнце напрямую на Землю не отправляет свои теплые лучи с фотонами.
В общем, очередная, безусловно, технологичная, но крайне непрактичная штуковина получается. Тем более в северных широтах ее не поэксплуатируешь, с нашими-то темными зимами…
3022 километра за 0 рублей. На что способны автомобили на солнечной энергии?
Фото tomsnooks.com.au, pinterest.com, www.worldsolarchallenge.org
Фото tomsnooks.com.au, pinterest.com, www.worldsolarchallenge.org
Когда цены на АЗС очередной раз подрастают на копейку, порой невольно задумываешься об автомобилях на альтернативных источниках энергии. Пока рядовым автолюбителям среди способов экономии на топливе доступны лишь установка ГБО да переход к электромобилям, хотя у последних все еще достаточно ограничений. Вот было бы здорово, если бы машины могли передвигаться и заряжаться от энергии солнца!
Все мы прекрасно понимаем, что вряд ли стоит ожидать развития этого сценария в ближайшем будущем. Но и исключать его нельзя – как показывает опыт World Solar Challenge, автомобили на солнечной энергии могут передвигаться на весьма внушительные расстояния.
Построил сам и подарил идею другим
World Solar Challenge – это гонки на «солнцемобилях», которые впервые прошли в 1987 году и с тех пор собирают участников в Австралии каждые два года. Исключением является разве что текущий 2021-й: гонки не состоятся из-за коронавируса, а вернее, из-за «антиковидных» мер, которые здорово нарушают логистику для многих участников.
Идея конкурса принадлежит Гансу Толструпу – датско-австралийскому искателю приключений, которому никогда не сиделось на месте без дела. В 1970 году Толструп стал первым человеком, который обогнул Австралию на открытой моторной лодке. Двумя годами позже он отправился на противоположный край страны на мотоцикле, задавшись целью преодолеть порядка 4000 км с минимальными расходами и поддержкой. В 1975-м Толструпа потянуло в небо – он совершил кругосветный полет на легком самолете.
Были и иные подвиги, однако примерно в 1980-х Толструп стал всерьез задумываться об альтернативных источниках энергии, которые могли бы заменить привычные всем виды топлива. Солнце показалось ему как раз подходящим источником, и Толструп при поддержке BP построил первый в мире автомобиль на солнечных батареях The Quiet Achivier. Автомобиль делался по технологии «каркас из труб и кузов из стекловолокна», на крыше которого располагались солнечные панели общей площадью порядка 8,5 кв.м. Машина не отличалась высокой мощностью и какими-то иными выдающимися показателями – максимальная скорость составляла около 23 км/ч. Но эти километры в час были бесплатными – платить за «солнечную заправку» просто некому.
В конце 1982 – начале 1983 года Толструп вместе с напарником отправился в очередное путешествие. Чуть больше 4000 км удалось преодолеть за 20 дней. Это была победа: пусть The Quiet Achivier и не отличается высокой скоростью, однако он оказался вполне жизнеспособным.
Примерно так и зародились World Solar Challenge. Соревнования можно считать гонками, но от пилотов мало что зависит. Их мастерство никто не отменял, но куда важнее просто доехать внушительные 3022 км до финиша. Какими бы навыками ни обладал пилот, если автомобиль не в состоянии эффективно перерабатывать энергию солнца и заряжать аккумулятор, до конца маршрута он просто не доедет. Во время движения по маршруту участникам важно в первую очередь соблюдать баланс между скорость и энергопотреблением. На последний фактор к тому же влияют и погодные условия.
Правила соревнований просты: доехать из пункта А в пункт Б за максимально короткое время. Гонки проходят в светлое время суток, с 8.00 до 17.00, ограничений на зарядку в оставшееся время нет. Точнее, даже наоборот: во время простоев желательно обеспечить максимально эффективную переработку солнечной энергии.
Поскольку гонки проходят по дорогам общего пользования, к автомобилям предъявляется несколько простых, но заметно усложняющих жизнь требований, вроде ограничения 2,2 м по ширине и 5 м по длине. Команды могут сколько угодно экспериментировать с формой авто и создавать едва ли не космические аппараты, но в любом случае получившийся автомобиль не должен быть монструозной махиной, которая оставит без солнечного света половину Австралии. Площадь солнечных панелей также ограничена и зависит от класса. Максимум на текущий момент – 5 кв.м. Но к разделению на классы соревнования пришли не сразу, они появились уже в наше время.
Nuna`технология
В первой гонке 1987 года участие приняли 13 команд, из которых до финиша дошли только шесть. Худший результат – 98 часов при средней скорости 30 км/ч, лучший – 44 часа при скорости почти 67 км/ч. Лидером стала команда GM с автомобилем Sunraycer. Последний строили с расчетом на минимальный коэффициент лобового сопротивления и минимальный вес – самым тяжелым элементом оказались аккумуляторы. Максимальная скорость авто составляла 109 км/ч. Результат был выдающимся даже по сравнению со вторым местом, отрыв от которого составил более 20 часов.
Со временем в гонках определился свой лидер. Им является автомобиль, а точнее – серия автомобилей Nuna, за постройкой которых стояли команды из университета Нидерландов, куда входили в том числе и студенты. Впервые автомобиль Nuna победил в 2001 году, после чего повторял успех в 2003, 2005, 2007, 2013, 2015 и 2018 годах. На счету Nuna не только наибольшее количество побед, но и рекорд прохождения маршрута: 29 часов со средней скоростью около 103 км/ч. Всего же существовало девять версий Nuna, которые обусловлены и погоней за эффективностью, и изменениями в правилах гонки вроде изменения угла посадки водителя или количества колес.
Сейчас гонка разделена на три класса: Challenger, Cruiser и Adventure. В Challenger должен быть только один водитель, автомобиль должен иметь не менее трех колес и площадь солнечных панелей не более 4 кв.м. В остальном, помимо ранее названных общих размеров, особых ограничений нет.
Класс Cruiser рассчитан на стимулирование создания более практичных и привычных, насколько это вообще возможно, автомобилей. То есть у авто должно быть четыре колеса и хотя бы один пассажир. В финальную оценку заезда входит не только время, но и дизайн плюс практичность. Количество пассажиров, к слову, также можно расценивать как практичность.
В класс Adventure попадают те машины, которые по каким-то причинам не могут принимать участие в «основных» зачетах. Но хуже от этого они не становятся – первоначальная идея «отца» соревнований Толструпа по-прежнему сохраняется.
Понятно, что в текущем виде эти гонки во многом лишь демонстрация «смотрите, как мы можем». Технологии пока далеки от использования на практике, да и автопроизводители не спешат в этом участвовать. С другой стороны, без подобных энтузиастов и вдохновленных идеями о высоком команд единомышленников на какое-то особенное развитие рассчитывать также не приходится. В свое время Илон Маск смог доказать, что электромобиль – это не просто игрушка, но и вполне полноценное средство передвижения. Теперь остается дождаться кого-то подобного в мире «солнцемобилей», и тогда прощайте, подорожания топлива на копейку и ожидание свободного разъема на зарядных станциях.
Не от солнца, но от розетки. Электромобили в базе объявлений Автобизнеса