Автомобили, которые оказали серьезное влияние на развитие технологий и дизайна
Все самые важные изобретения в истории автомобилестроения
За более чем столетнюю историю своего существования автомобили превратились из скамейки на трёх колёсах в высокотехнологичное транспортное средство. О том, как это произошло, я расскажу вам в этой статье, прочитав до конца которую вы узнаете, обо всех самых важных изобретениях в истории автомобилестроения.
1. Первый в мире автомобиль / Benz (1885)
История автомобилестроения началась в 1885 году, после того как немецкий инженер Карл Бенц создал и запатентовал первый в мире автомобиль Benz Patent-Motorwagen.
2. Рулевое колесо / Panhard (1894)
Управление в самых первых автомобилях осуществлялось при помощи поворотного рычага, и лишь в 1894 году французская компания Panhard изобрела круглое рулевое колесо, которым оснастила один из своих первых автомобилей Panhard 4 HP, а с 1899 года начала оснащать им все свои серийные автомобили.
3. Барабанные тормоза / Renault (1902)
Первые автомобили оснащались тормозами как на велосипедах, что было не безопасно, поскольку такие тормоза были не способны быстро остановить автомобиль, но в 1902 году Луи Рено, основатель Renault, изобрел барабанные тормоза.
4. Полный привод / Spyker (1903)
Нидерландские кузнецы, братья Хендрик Спайкер и Якоб Спайкер, в 1899 году решили бросить производство карет и заняться производством автомобилей. В 1903 году они создали первый в мире полноприводный автомобиль, которым стал гоночный Spyker 60 HP. Технология оказалась очень востребованной и впоследствии её применяли во всех автомобилях повышенной проходимости, в том числе и в легендарном Willys MB.
5. Электрический стартер / Cadillac (1912)
Думаю, все вы знаете, что двигатели первых автомобилей запускались при помощи заводной ручки, называемой в народе кривым стартером. Так было до 1912 года, пока Чарльз Кеттеринг не изобрёл электрический стартер, после чего был приглашён в General Motors на должность заместителя генерального директора, а первым автомобилем, оснащённым его изобретением, стал Cadillac Model Thirty.
6. Конвейер / Ford (1913)
На самом деле, вопреки распространенному мнению, Генри Форд не изобретал конвейер, но именно Генри Форд в 1913 году решил его использовать в автомобильной промышленности, что позволило не только существенно сократить время сборки автомобилей, но и сделать их дешевле, а значит доступнее.
7. Несущий кузов / Lancia (1922)
Сегодня в конструкции почти всех автомобилей используется несущий кузов, который в отличие от рамы намного легче, а первым автомобилем с несущим кузовом был появившийся в 1922 году Lancia Lambda.
8. Гидроусилитель руля / Pierce-Arrow (1926)
Гидроусилитель руля изобрёл в 1926 году американский инженер Фрэнсис Дэвис, который в то время работал в компании Pierce-Arrow, специализирующейся на производстве автомобилей специального назначения.
9. Независимая подвеска / Mercedes-Benz (1931)
Попытки создать независимую подвеску предпринимались ещё в конце XIX века, но удалось это сделать лишь в 1931 году инженерам Mercedes-Benz, а первым автомобилем, оснащённым такой подвеской, стал Mercedes-Benz 170.
10. Передний привод / Citroen (1934)
В 1925 году французские инженеры Жан-Альберт Грегуар и Пьер Фенайль изобрели шарниры, способные передавать крутящий момент на передние колёса, которыми в 1928 году оснастили спортивный автомобиль Tracta Type A, однако первым в мире серийным переднеприводным автомобилем стал появившийся в 1934 году Citroen Traction Avant.
11. Электрические указатели поворотов / Buick (1935)
Электрические указатели поворотов изобрёл в 1925 году американский изобретатель Эдгар Вальц, и только в 1935 году один из автопроизводителей, которым был Buick, согласился использовать его изобретение. Первым серийным автомобилем с электрическими указателями поворотов стал Buick Roadmaster.
12. Жёсткая автоматически складывающаяся крыша / Peugeot (1935)
С момента появления первых кабриолетов инженеры мечтали о жёсткой крыше, которая могла бы автоматически складываться, но осуществить это удалось только в 1935 году французским инженерам, которые оснастили такой крышей автомобиль Peugeot 401 Eclipse.
13. Кондиционер / Packard (1939)
Кондиционерами автомобили впервые начали оснащать в 1933 году, но тогда они считались аксессуаром, а их продажей и установкой занимались независимые от автопроизводителей компании. В 1939 году американский автопроизводитель Packard первым начал оснащать кондиционерами свои серийные автомобили.
14. Автоматическая коробка переключения передач / Oldsmobile (1939)
Если кто и был способен изобрести автоматическую коробку переключения передач (АКПП), то только ленивые американцы, что они собственно и сделали в 1939 году. Разработкой первой АКПП занимались инженеры General Motors, а первыми автомобилями, которые опционально оснащались АКПП, стали автомобили Oldsmobile.
15. Электрические стеклоподъёмники / Packard (1941)
Оснастив в 1939 году свои серийные автомобили кондиционерами, американский автопроизводитель Packard на этом не остановился и уже в 1941 году оснастил автомобиль Packard 180 электрическими стеклоподъёмниками. Кстати, легендарный советский автомобиль ЗИС 110 был скопирован именно с Packard 180.
16. Безопасное стекло / Tucker (1948)
В 1948 году гениальный американский инженер Престон Такер изобрёл безопасное стекло, которым оснастил свой первый автомобиль Tucker 48. В случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) это стекло не разбивалось, чтобы водитель и пассажир не поранились об осколки.
17. Кузов из стекловолокна / Chevrolet (1953)
Изначально кузова всех автомобилей изготавливались из стали, но в 1953 году инженеры Chevrolet решили изготовить кузов нового Chevrolet Corvette из стекловолокна, что значительно снизило вес автомобиля и улучшило его динамические показатели.
18. Непосредственный впрыск топлива / Mercedes-Benz (1955)
В течение 60-ти лет во всех автомобилях с бензиновым двигателем для приготовления топливной смеси использовался карбюратор, разработанный Готтлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом в 1895 году, и лишь в 1955 году появился первый серийный автомобиль, оснащённый системой непосредственного впрыска топлива, которым стал Mercedes-Benz 300SL (W198).
19. Дисковые тормоза / Citroen (1955)
Первые дисковые тормоза были разработаны в далёком 1902 году инженерами британской ныне не существующей автомобилестроительной компании Lanchester, но до производства дело так и не дошло. За то дошло у французов, которые в 1955 году оснастили дисковыми тормозами автомобиль Citroen DS.
20. Бесступенчатая коробка переключения передач / DAF (1958)
Нидерландский производитель грузовиков DAF в 1958 году разработал первую в мире бесступенчатую коробку переключения передач, которая должна была стать дешёвой альтернативой сложным АКПП, а первым автомобилем, который оснастили такой коробкой, стал маленький городской автомобиль DAF 600.
21. Круиз-контроль / Chrysler (1958)
В начале двадцатого века некоторые автомобили, такие как Wilson-Pilcher и Peerless, уже обладали примитивными системами для поддержания постоянной скорости, но современный круиз-контроль изобрёл американский инженер Ральф Титер, работающий в Chrysler, а в 1958 году его изобретением оснастили автомобиль Chrysler Imperial.
22. Трёхточечные ремни безопасности / Volvo (1959)
Первый автомобиль с ремнём безопасности, который фиксировался вокруг талии, появился в 1949 году, а современные трёхточечные ремни безопасности изобрёл шведский инженер Нильс Болин, работающий в Volvo. Первым автомобилем, который был оснащён такими ремнями безопасности, стал Volvo Amazon. Примечательно, что компания Volvo разрешила всем автопроизводителям использовать своё изобретение абсолютно бесплатно.
23. Турбокомпрессор / Oldsmobile (1962)
Инженеры Oldsmobile не изобретали турбокомпрессор, но они были первыми, кому удалось оснастить турбокомпрессором легковой автомобиль, которым в 1962 году стал Oldsmobile Jetfire.
24. Сиденья с подогревом / Cadillac (1966)
Сегодня подогрев сидений это опция доступная каждому, но в 1966 году ей оснащались только самые дорогие комплектации автомобиля Cadillac DeVille и позволить себе такую роскошь мог далеко не каждый.
25. Стеклоочистители с прерыванием / Lincoln (1970)
В 1963 году Роберт Кернс, профессор Университета Уэйна, изобрёл систему прерывания работы стеклоочистителей, после чего предложил своё изобретение Ford и Chrysler, но оба автопроизводителя отказались покупать его изобретение, а в 1970 году Ford, не спросив разрешения у изобретателя, оснастил такой системой автомобиль Lincoln Continental. Роберт Кернс подал в суд на компанию Ford и получил компенсацию в размере 10 млн. американских долларов.
26. Противобуксовочная система / Buick (1971)
Первую противобуксовочную систему, под названием MaxTrac, в 1971 году разработали инженеры Buick. Специальный компьютер с помощью датчиков обнаруживал пробуксовку колёс, после чего уменьшал обороты двигателя, уменьшая тем самым крутящий момент. По современным меркам это была очень примитивная противобуксовочная система, поэтому в 1987 году её доработали инженеры Mercedes-Benz, BMW и Toyota.
27. Подушки безопасности / General Motors (1973)
Идея использовать надувные подушки безопасности для защиты водителя и пассажиров в случае ДТП была запатентована ещё в 1950-х годах, но реализовать это на практике тогда никому не удалось. В 1964 году японский инженер Ясузабуру Кобори придумал использовать для надувания подушек безопасности взрывчатое вещество, а в 1967 году американский изобретатель Аллен Брид изобрёл шариковый сенсор. Объединив все эти изобретения воедино, инженеры General Motors создали подушки безопасности, которыми с 1973 года опционально оснащались автомобили Oldsmobile, Cadillac, Chevrolet и Buick.
28. Антиблокировочная система тормозов / Bosch и Mercedes-Benz (1978)
Первые попытки создать антиблокировочную систему тормозов (ABS) предпринимались ещё в начале двадцатого века, а в 1960-х годах подобными системами оснащались гоночные автомобили, но все они были примитивны. Современную антиблокировочную систему тормозов разработали инженеры Bosch совместно с инженерами Mercedes-Benz, а первым серийным автомобилем, оснащённым ABS, стал появившийся в 1978 году Mercedes-Benz W116.
29. Автомобильная навигационная система / Honda и Alpine (1981)
Удивительно, но первая автомобильная навигационная система была изобретена ещё до появления первых спутников GPS, а изобрели её инженеры Honda и Alpine. В ней применялись карты, которые необходимо было вручную вставлять под экран. В 1981 году этой навигационной системой опционально оснащались автомобили Honda Accord для внутреннего рынка Японии.
30. Сенсорный экран / Buick (1986)
Сегодня сенсорным экраном в автомобиле никого не удивишь, но представьте, насколько футуристично это выглядело в 1986 году, когда появился первый автомобиль с сенсорным экраном Buick Riviera.
31. Проекция данных на лобовое стекло / General Motors (1988)
Проецирование основных данных на лобовое стекло автомобиля помогает водителю не отвлекаться от дороги. Впервые такой системой, разработанной инженерами General Motors, начали оснащать автомобили Oldsmobile Cutlass Supreme в 1988 году.
32. Электронная система контроля устойчивости автомобиля / Mercedes-Benz (1995)
Электронная система контроля устойчивости автомобиля (ESC) впервые появилась в 1995 году на автомобилях Mercedes-Benz S600 (W140). Инженеры Mercedes-Benz всего на пару недель опередили инженеров BMW и Toyota.
33. Электронная система непосредственного впрыска топлива / Mitsubishi (1996)
В 1996 году инженеры Mitsubishi разработали первую в мире электронную систему непосредственного впрыска топлива GDI (Gasoline Direct Injection), которой оснастили Mitsubishi Galant восьмого поколения.
34. Жидкостная электромагнитная адаптивная подвеска / Delphi и General Motors (2002)
Появившийся в 2002 году автомобиль Cadillac STS стал первым автомобилем, оснащённым инновационной жидкостной электромагнитной адаптивной подвеской, разработанной инженерами Delphi, бывшим подразделением General Motors. Благодаря такой подвеске изменять дорожный просвет стало возможно простым нажатием кнопки за считанные секунды.
35. Преселективная автоматическая коробка переключения передач / Volkswagen (2003)
В 2002 году инженеры Volkswagen разработали и оснастили автомобиль Volkswagen Golf R32 четвёртого поколения первой преселективной автоматической коробкой переключения передач, известной как DSG.
Ещё публикации по теме:
Понравилась публикация? Поделись!
Промышленный дизайн автомобилей – от прошлого к будущему
Разрисовывать тетрадь в клетку машинками с огромными колесами и неровными дверьми – это одно из самых любимых занятий детей. Без сомнения, изгибы и обтекаемые формы автомобилей привлекают взгляд, а некоторые модели вызывают неподдельное восхищение. А скорость, с которой техника рассекает воздух, заставляет сердце людей любого возраста биться чаще.
Почему промышленный дизайн авто так важен?
Сегодня владельцы крупнейших концернов вкладывают миллионы долларов в разработку внешнего и внутреннего вида каждой новинки, которая попадает на рынок.
Промышленный дизайн автомобилей уже давно вышел на уровень настоящего искусства, и всё это не зря – в одной только России количество авто превысило отметку в 51 млн единиц, и спрос только растет.
Люди с удовольствием приобретают машину и даже не задумываются, что каждая деталь, даже дверные ручки или фары, созданы притягивать внимание, мотивировать на покупку своим неповторимым внешним видом, функциональностью и эргономикой. Именно поэтому, профессия промышленного дизайнера считается одной из самых востребованных, престижных и оплачиваемых.
Но прежде чем визуальные характеристики автомобилей стали привлекать людей так же сильно, как и техническая составляющая, дизайн пошел долгий, но весьма интересный путь становления и развития.
Роскошь, доступная не всем
Возможно для вас это не сюрприз, но первые авто были, мягко говоря, не самыми эстетичными. Конструкторам приходилось уделять повышенное внимание именно технической части, а уже потом думать о каком-то дизайне. Не зря многие современники зарождения автомобилестроения сравнивали такую технику с повозками без лошадей.
Качество автомобилей так же сильно страдало. Помимо того, что многие мастера делали детали для своих изобретений вручную, так ещё и нормы, регулирующие безопасность пассажиров, полностью отсутствовали. Так что металлические громадины, шумно ползущие по брусчатым дорогам – это была реальность автопрома, господствовавшая с начала XIX века и до 30-ых годов XX века.
Эпоха оказывает огромное влияние на всё, что производится в годы её «правления». Так и автомобили, перенявшие многое от art deco, стали символом богатых и помпезных личностей, любящих свист пробок от шампанского и блеск вечерних платьев. Если вам интересно взглянуть на авто, выпускавшихся на рубеже 20–30 годов XX века, то посмотрите фильм «Великий Гэтсби», в котором главный герой катался на Duesenberg Model J, выпущенной в 1929 году, которые на сегодняшний день очень редкие, и стоят порядка 4,5 миллионов долларов.
Когда производители начали задумываться не только об оболочке техники, но и начали работать над аэродинамическими свойствами, то в мире дизайна появилось направление стримлайн модерн, который сильно отличался от предыдущих марок автомобилей более обтекаемым корпусом и деталями, но размер кузова всё равно оставался слишком массивным.
Век компьютерных технологий
Дальше авто стали развиваться стремительными шагами, и с 50-ых по 90-е годы можно заметить, как промдизайн «примерял» на себя футуристические и космические линии (50-е), затем роскошь и неоклассику (70-е), а к концу XX века авто обзавелись совершенно новым, но уже более привычным нам образом, а знаменитая Audi 100 C3 1982 года выпуска со старым округлым кузовом до сих пор бороздит просторы дорог по всему миру.
Таких революционных изменений во внешнем облике авто удалось добиться благодаря внедрению в разработку моделей компьютерных технологий, ставших в то время массовыми.
Именно такой революционный подход и позволил в корне изменить взгляд на кузов машины, который обзавелся совершенно новой обтекаемой геометрией с добавлением интересных граней.
Современную автомобильную промышленность можно назвать эпохой рационализма и функциональности. Перегруженные элементы в виде закрылок, понтонов, больших решеток на радиаторе и других гиперболизированных деталей. К тому же, процесс разработки строго подчиняется нормам безопасности пассажиров и пешеходов, что оказывает огромное влияние на форму и содержание.
Но в то же время самые талантливые промышленные дизайнеры современности создали по истине невероятные концепты автомобилей, которые будто ломают все правила и законы производства авто, привычные нам, благодаря чему и выглядят, словно произведения искусства. Давайте рассмотрим самые роскошные из них.
Самые красивые и удивительные автомобилей
McLaren P1 LM
Поликарбонатные стекла, отсутствие подвески, титановые крепления и образ, который отсылает нас к автомобилям 50-ых годов, а так же делали одновременно вмещающие в себе стремительность и утонченность современных авто – в этом весь McLaren P1 LM. Не удивительно, что во всем мире есть только 6 таких экземпляров.
Maybach Exelero
Фирма Maybach всегда ассоциируется у нас с роскошью, лаконичностью и немецким качеством. Но под корпусом Exelero, совмещающим в себе спортивны и бизнес-стиль, спрятан двигатель, разгоняющийся до 350 км/ч. Особого внимания заслуживает салон, в котором каждый человек сможет почувствовать, будто он смог прикоснуться к будущему.
Lamborghini Egoista
Юбилейная линейка автомобилей, вешний вид которых вдохновлен военным американским вертолетом Apache. Такое дизайнерское заимствование превратило Lamborghini Egoista в одно из самых красивейших транспортных средств.
Грозный и одновременно весьма футуристичный стиль создаю ощущение массивности, но разработчики использовали особые алюминиевые и пластиковые детали, благодаря которым масса машины значительно уменьшена. А для того, чтобы забраться в салон, необходимо открыть верхнюю часть, что тоже весьма необычно даже по современным меркам.
Aston Martin Red Bull AM-RB 001
Коллаборация 2 совершенно разных по специфике компаний – Aston Martin и Red Bull – позволили создать настоящий дизайнерский шедевр, ведь высота корпуса всего лишь 1 метр, а сидение пассажира находится не справа, а сзади от водительского, что делает авто очень удобным и маневренным спорткаром. Еще один элемент, от которого конструкторам пришлось отказаться в пользу аэродинамики, это зеркала заднего вида.
Pagani Huayra Benny Caiola
Визитная карточка в дизайнерском исполнении этого суперкара – это роскошный салон, выполненный из натуральной кожи и древесины. Некоторые детали были заменены на алюминиевые, благодаря чему вес был снижен практически до 1,2 тонны, что весьма неплохо для подобной модели. Потрудились конструкторы и над двигателем, увеличив количество клапанов до 6 штук и превратив его в эксклюзивную деталь.
Peugeot Onyx
Превосходное исполнение от одного из самых старых автомобильных концернов – Peugeot, который давно зарекомендовал себя на рынке в качестве создателя интересных визуальных и технических решений. Onyx создан из 12 цельных карбоновых частей, благодаря чему вес авто удалось уменьшить практически до тонны.
О внешности Onyx можно говорить долго, наслаждаясь каждым изгибом кара, но именно салон притягивает к себе внимание, ведь при его создании использовались современные материалы. К примеру, корпус приборной панели сделан из переработанных газет, что вполне соответствует стремлениям сегодняшних производителей снизить вред, наносимый окружающей среде.
Ferrari LaFerrari Aperta
Это кабриолет, произведенный в честь 70-тилетия концерта Ferrari. Машина прекрасно чувствует себя на большой скорости, ведь футуристичный дизайн сделан не только для визуальной привлекательности, но и для превосходной обтекаемости. Встречные потоки воздуха прижимают автомобиль к трассе и увеличивают его маневренность.
Mercedes-Benz SLR McLaren999 Red Gold Dream Ueli Anliker
Ну и как в таком списке обойтись без Mercedes? Один из «королей» мирового автопрома, немецкий производитель создал не автомобиль, а настоящее ювелирное изделие или броский аксессуар. Мало то, что салон покрыт золотом и драгоценными камнями высшей пробы, так ещё всевозможные детали, включая крепления, кнопки и даже диски колес, инкрустированы рубинами. С таким внешним видом даже не понадобятся фары, ведь авто будет переливаться в свете ночного города, как ожерелье на женской шее.
Список авто с интересными дизайнерскими решениями можно продолжать очень долго, начиная с первых транспортных средств и заканчивая концепт-артами автомобилей будущего. Но главное, что по-настоящему талантливые промышленные дизайнеры не только достигают «вау-эффекта» с помощью необычных визуальных решений, но и прекрасно используют все эти приемы для улучшения технических характеристик машин.
И кто знает, возможно в будущем нас ждет ещё одна революция в мире автомобиле строения, и дизайнеры с конструкторами в корне пересмотрят внешний вид транспортных средств, сделав их использование ещё более приятным, удобным и доступным для более широкого круга водителей.
Если вы хотите стать частью разработки автомобилей, то для этого необходимо закончить курсы промышленного дизайна, где будет дана вся необходимая информация и практические знание из данной сферы. А курсы 3D Max научат вас самостоятельно создавать 3D модели любых вещей и свободно разбираться в интерфейсе графического редактора.
Современный автомобильный дизайн – мода или холодный расчёт бизнеса?
Кто решает, что есть автомобильная мода: потребители или производители? Производители поступают чисто по-женски: принимают решения сами как выгодно им, но «троллят» потребителя всеми доступными способами, чтобы он думал что это ему именно так и надо. Существует устоявшееся, но к сожалению к настоящему времени устаревшее мнение, что бизнесу выгодно сделать так, чтобы максимально качественно удовлетворить потребность потребителя и это залог процветания бизнеса. К сожалению, при современном уровне развития технологий маркетинга, рыночных стратегий и давления со стороны глобальной финансово-кредитной системы, бизнес научился искусственно управлять спросом и требованиями потребителей против здравого смысла. А ещё и ставить потребителя в условия, при которых у него фактически нет выбора, каким большим бы не казалось «многообразие» на первый взгляд. Бизнес сделает так, как выгодно бизнесу (а точнее давящей на него финансово-кредитной системе) и это в наше время совершенно не совпадает с тем, что выгодно потребителю.
Заранее извиняюсь перед теми, чьи чувства может задеть эта статья. Я никоим образом не пытаюсь кого-либо обидеть. Мне обидно за потребителей, к которым относятся как к скотам. Наблюдая рыночную политику автопроизводителей на работе, я решил что пора громко сказать о том, что «Король то голый». Некоторым кажется что стиль поста уж слишком «формальный», но видимо отражается опыт написания научно-технических отчётов, на самом деле весь текст написан мной лично «от души».
Вы ловили себя на мысли что ваш 2-3-летний автомобиль вам надоел? Не удивляйтесь. Внешний облик большинства современных автомобилей оформлен таким образом, чтобы произвести первое ошеломляющее впечатление, а затем, утомив сознание своего владельца, вызвать у него стойкие позывы к необходимости сменить его на другой, новый автомобиль. Достигается это закладкой во внешний облик автомобиля визуальных диспропорций. Людей можно условной разделить на 3 категории:
1. Те, кто вообще не обращает внимание на внешний облик автомобиля или каких либо других окружающих вещей. Они способны ездить долго на любом автомобиле, не меняя его.
2. Самая многочисленная категория. Именно на эту категорию направлен расчёт рыночных стратегов. Сознание легко поддаётся прогнозируемым воздействиям. Автомобили меняют часто. Будь то новые или слегка подержанные.
3. Те, чьё сознание сразу категорически отторгает любые визуальные раздражители. Ездят либо на старых автомобилях, либо, если есть деньги, на новых дорогих, не имеющих раздражителей во внешнем облике, либо на обычных доступных, но на самых дешевых, тоже очень долго и со страшным недовольством т.к. новые, появляющиеся модели не вызывают в их сознании позывов потратить на них деньги.
Были проведены исследования, в ходе которых выяснили, что на срок владения автомобилем влияет внешний облик в большей степени чем другие потребительские качества. Многие «овощные» (обывательские) автомобили прошлого – были довольно-таки стильными, благодаря чему, их первые владельцы могли владеть ими десятки лет. Это не устраивает финансово-кредитную систему т.к. «первый владелец» — это категория потребителей, которую удобно использовать в первую очередь для ускорения «обращения» (циркуляции) транспортных средств и сопутствующих этому процессу финансовых потоков.
Небходимо было искать способы:
1. Принципиальное улучшение потребительских свойств
2. Снижение долговечности
3. Манипуляции со внешним обликом
Принципиально потребительские свойства не улучшались уже несколько десятков лет. Уже в 80-ых годах прошлого века были вполне себе обывательские и доступные для среднего человека развитой капстраны автомобили с электронным впрыском, климат-контролем, АКПП, АБС, и другими приятными вещами, которые свойственны современному автомобилю. А плавности хода и акустическому комфорту, многие современные могут только позавидовать.
Снижение долговечности возможно только в определённых пределах. Автомобиль – это не мобильный телефон и соотношение заработка потребителя и цены товара тут совершенно другое, соответственно и отношение потребителя к нему. По долговечности современный автомобиль пытаются подвести к ресурсу в 150 тысяч км (раньше автомобили служили дольше). По идее после достижения этого ресурса автомобиль должен развалиться целиком почти одновременно, и на некоторых автомобилях, при их эксплуатации создаётся именно такое ощущение. Но, не так всё просто: это зависит от стиля езды, качества смазочных материалов и даже типа трансмиссии: к примеру с традиционной АКПП, в которой есть гидротрансформатор (демпфирующий воздействия со стороны дороги и действий водителя на трансмиссию и двигатель), ресурс автомобиля почти удваивается относительно точно такого же с ручной КПП. Посему, пробег типичного современного евроазиатского автомобиля в большинстве случаев варируется между 150 и 300 т.км. Вот что автопроизводитель может сделать (и большинство упорно работают в этом направлении) – это максимально усложнить дальнейший ремонт и сделать его совершенно невыгодным за счёт большой трудоёмкости и дороговизны прецизионных запчастей. 150 т.км – это с одной стороны минимум, который не окажет слишком разрушительного воздействия на имидж марки, но с другой стороны — слишком много, ведь средний ежегодный пробег автомобилистов — частников по маленьким Европейским городкам, где очень дорогой бензин и маленькие расстояния, составляет порядка 5-10 т.км в год, а это значит, что такого автомобиля может хватить на 15-30 лет, что более чем достаточно. Были попытки разделить модели рыночно на автомобили для личного пользования и автомобили для коммерческого, у которых по умолчанию стояли агрегаты с большим ресурсом. Это даже получалось с переменным успехом. Однако, в реальной жизни, модели автомобилей «перемешивались» в режимах использования и эта практика имеет свои ограничения.
Кстати, про мобильные телефоны: Вспомните, какими они были вначале нулевых годов: Пухлые, пузатые, с кривыми линиями и кнопками непонятной формы, словом примрно такими, какие сейчас автомобили. А сейчас? Посмотрите на Айфон! Всё от того, что появились другие, более очевидные способы выводить из строя мобильный телефон. Во-первых, они реально совершенствуются. Во-вторых, имея в руках сложный программный продукт, можно легко манипулировать несовместимостью приложений. В-третьих, опять-таки соотношение цены телефона и дохода его типичного потребителя, совершенно отличное от такового для автомобиля.
Тем не менее, нужно находить способы впаривать автомобили платёжеспособной части населения не реже чем раз в 5 лет. Значит нужно сделать так, чтобы этот автомобиль от них «уходил» к неплатёжеспособной как минимум раз в 5 лет.
1. Принципиально совершенствовать автомобили не получается
2. Искусственное выведение из строя тоже имеет большие ограничения
3. Остаётся внешний облик как отличное поле для «упражнений» в области психологии человека.
Автомобили-уроды были и раньше, ну, к примеру 1975 AMC Pacer или 1959 Ford Anglia 105E. Маркетологи и рыночные стратеги «не пальцем деланные», учат историю, анализируют статистику и делают правильные выводы, которые могут быть использованы для построения выгодной им стратегии сегодня.
Кстати о 1959-ом годе. Именно в этом году в первый раз все автомобилестроительные концерны в первый раз «экспериментнули» с автомобильным уродством. Если у Европейского Форда лишь чуть-чуть испортили решетку радиатора при том что в остальном это остался в принципе нормальный, даже неплохой автомобиль, то Chevrolet Bel Air, Buick Le Sabre, Chrysler Windsor 1959-го года были абсолютными уродами, а Форд Galaxie лишь чуть поприличнее. Интересно то, что в этом поколении данные модели продержались на конвейере в США лишь 1-3 года. При этом как предыдущие, так и последующие поколения всех названных моделей были прекрасными, стильными культовыми автомобилями, которые до сих пор ценятся автомобилистами всего мира, реставрируются и продаются по цене суперкаров. Модели 1959-го года задержались лишь у отдельных «ценителей» и мало кому интересны.
Думаю, что появление этих моделей именно в 1959-ом году не случайно. Скорее всего это связано с тем, что в 1954-ом году было официально дано определение «Программируемого старения» американским промышленным инженером Бруксом Стивенсом. 5 лет потребовалось на подготовку к массовому производству новых моделей. Однако, в тот раз, так резко пересадить потребителя на автомобили-уроды не удалось и автопроизводители решили отложить этот процесс на несколько десятилетий и вернулись к нему позже, на этот раз плавно приучая нас к автомобилям-уродам с начала 90-ых.
Был проведён анализ, результатом которого оказалось то, что даже автомобили-уроды неплохо продаются в течение 3-5 лет и главное – быстро «уходят» от первого владельца во вторые руки. Ранее внешний облик автомобиля изменить было достаточно сложно и дорого, поэтому, в большинстве случаев, автомобили приходилось делать красивыми, чтобы они не надоедали и их можно было бы производить и продавать в течение длительного (15-20 лет) времени. Однако, с учётом современных технологий (3-мерное виртуальное моделирование, моделирование процессов штамповки, литья пластмасс, производства оснастки), позволяющих менять внешний облик автомобиля гораздо чаще с меньшими затратами, это исследование стало актуальным.
Многие женщины боятся автомобилей. Раньше многие автомобили имели довольно-таки хищный и стремительный внешний вид. Сегодня же большинство имеет довольно-таки «овощной», мало чего выражающий вид. Этакий добрый мультперсонаж: чебурашка, покемон. Это тоже не случайно. Во-первых за последние лет 30, гораздо больше женщин было привлечено к управлению автомобилями, а это «дополнительный» рынок. Женщины склонны бояться автомобилей и «приветливый и добрый» вид автомобиля призван их «успокаивать», расслаблять, делать свой выбор в пользу такого авто. Также было просчитано, что в последнее время женщины имеют всё большее влияние на принятие мужем важных решений, даже связанных с техникой и следовательно вероятность того, что жена одобрит покупку «добродушного» автомобиля больше, даже если сама его водить не планирует. Многие мужчины также за последние лет 30 потеряли мужественность, осели в офисах на (по сути) женских работах.
Дизайнерские вирусы во внешнем облике автомобиля. Вот несколько примеров:
Фары и задние фонари автомобиля, не совпадающие с формой самого автомобиля. Их могут сделать «затянутыми куда угодно: на крыло, на бампер, на багажник или капот, форма произвольная:
Фары затянуты на капот. Т.е. фара «налезает» на поверхность, которая уже должна быть поверхностью капота:
Фара или задний фонарь, «вздутые» над поверхностью автомобиля как мозоль.
«Русские оказывают огромное влияние на мировой автодизайн»
Школа дизайна в России, несмотря на стереотипы об отечественном автопроме, остается одной из сильнейших в мире. Например, в BMW в каждом подразделении дизайн-студии работают российские специалисты, а Renault-Dacia до сих пор устанавливает рекорды продаж кроссовера Duster, концепт которого когда-то нарисовал выпускник Московского Политеха.
Мы узнали у руководителя образовательной программы «Дизайн» Святослава Саакяна, почему АвтоВАЗ так и не смог выпустить привлекательные автомобили без помощи иностранцев, каким должен быть лимузин для президента и чем Hyundai Getz лучше Porsche Panamera.
— Политех выпускает десятки автомобильных дизайнеров каждый год, но зачем они отечественному автопрому? Получается, что вы готовите кадры для зарубежных брендов?
— За границу уезжает ежегодно от одного до трех талантливых дизайнеров. Если брать по всей стране, по всем четырем автомобильным вузам, то их уезжает гораздо больше – до пяти-десяти. Если говорить о том, сколько вообще выпускников устраивается по профессии, то примерно половина из них работает по специальности в автомобильном или промышленном дизайне.
— В прошлом году дебютировал Bugatti Chiron – быстрейший серийный автомобиль в мире. Над машиной работал дизайнер из России, и это стало для всех настоящей сенсацией. Есть еще автомобили, над которыми работали россияне, но об этом мало кто знает?
— Существует огромная разница между тем, что и есть, и тем, что известно. Александр Селипанов, который работал над Bugatti, уехал за границу еще в школьном возрасте. У него не российское дизайнерское образование. Он долгое время работал в концерне Volkswagen, а позже стал шеф-дизайнером перспективных разработок Bugatti. То, что он возглавил команду, – это редкость, исключение из правил. Чаще наши дизайнеры входят в команду на неруководящих должностях. Максимум – ведущий дизайнер. Что касается неизвестных общественности проектов, то их достаточно много.
— Например?
— Наш выпускник Эрнест Царукян придумал дизайн Audi A1. Обычно ребят не просто приглашают на работу, а дизайн-студия берет студента на стажировку. Если уровень подготовки хороший, то он получает постоянную работу. Перед ним поставили четкую задачу на стажировке: нарисовать компактную модель Audi. В итоге его проект лег в основу серийного автомобиля. Нельзя сказать, что машина была создана только им – это всегда командная работа. И наш выпускник Эрнест Царукян был частью той команды.
Есть еще один яркий пример – это Арсений Костромин, который уехал работать на Dacia в Румынию. Там достаточно быстро вышел концепт-кар с его дизайном – всем известный Duster. Андрей Конопатов, который выпустился только в 2011 г., уехал в дизайн-центр Volkswagen в Потсдаме. Там он нарисовал очень яркий концепт-кар – Volkswagen Taigun. Артем Попков выступал соавтором внешности Renault Espace и Opel Adam. Таких примеров много.
— Как вы думаете, почему о них не говорят?
— Дело в том, что корпоративная структура больших заводов выстроена таким образом, что авторство конкретной модели нельзя приписать кому-то одному. Достаточно много русских ребят трудится за рубежом. Они работают над многими проектами, часть из которых реализуется, на основе других создают фирменный стиль бренда. Русские оказывают огромное влияние на мировой автомобильный дизайн, и это радует.
— А что сложнее: работать над внешностью или интерьером? Может ли один человек делать и то, и другое?
— Интерьер делать, конечно, сложнее, потому что больше точек взаимодействия с человеком. Есть профессионалы, которые могут работать и над тем, и над другим. Но почему-то в автомобильной среде считается, что рисовать внешность машин намного престижнее, чем интерьер. Поэтому, например, гораздо проще устроиться на Западе интерьерщиком – конкуренция значительно меньше. Например, в BMW есть четыре направления, и в каждом из них работает россиянин: экстерьеры, интерьеры, мотоциклы и промышленный дизайн. Михаил Климов успешно рисует баварские салоны – он тоже наш выпускник. По мотоциклам там работает Евгений Жуков, а в промдизайне трудится Евгений Маслов. BMW – компания с самым большим представительством россиян, задействованных в разработке дизайна.
— Если много наших талантливых ребят работают за границей в BMW, Audi, Opel, Renault, то почему дизайнерский прорыв в российском автопроме – я имею в виду создание Lada Vesta и XRAY – совершил англичанин Стив Маттин, а не наши дизайнеры?
— Вероятно, дело в организации. Кроме того, у Стива очень большой опыт руководства. К счастью, он сумел организовать процесс таким образом, что достаточно быстро у АвтоВАЗа появилось новое лицо, фирменный стиль, которого раньше не было. Стива Маттина как раз под эту задачу приглашали, и он с ней справился. При этом у него в команде работают только россияне – такова политика АвтоВАЗа. Все держится на наших ребятах, но под руководством иностранцев.
— Пару лет назад у АвтоВАЗа был заочный спор с Mitsubishi по поводу X-дизайна. С точки зрения профессионала, действительно ли они похожи?
— Они очень похожи. Конечно, их пытаются всячески развести. Я не готов сказать, кто был первым, но это яркий пример того, как идея витает в воздухе. Да, они с разных сторон подошли к похожему решению. В каких-то моментах нечто подобное проскакивало и раньше, поэтому нельзя сказать, что здесь присутствует какая-то супер новизна во всем. Есть определенные тенденции, стиль, течения, которые приводят к похожим результатам. Дело в том, что сейчас осталось мало ограничений: технически можно исполнить почти любую нарисованную деталь. В том числе и поэтому все стало очень похожим.
— В таких условиях сколько способен прожить новый дизайн Lada?
— Надеюсь, что он не умрет слишком быстро. АвтоВАЗ его только нашел, и за него определенно нужно держаться. Но и продолжаться бесконечно он тоже не может. Лучшим выходом стала бы плавная трансформация этого стиля во что-то иное. Наш университет плотно сотрудничает с дизайн-студией АвтоВАЗа. Есть четкое понимание, что развитие возможно. Весь вопрос в том, какой вектор выберет Стив Маттин.
— Проект «Кортеж». По слухам, вы предлагали несколько вариантов дизайна автомобиля для президента. Какое предложение взяли в работу?
— Когда начался «Кортеж», у меня уже были свои варианты развития ЗИЛовской тематики. Я три года проработал на ЗИЛе дизайнером и когда оттуда ушел, то продолжил в студийных работах этим заниматься. Мы действительно делали несколько компьютерных проектов. Но в «Кортеже» я не участвовал и не предлагал ни одного варианта.
— В таком случае, каким вы видите автомобиль для президента? Что это должна быть за машина?
— Несомненно, это должна быть статусная машина. Его не должны выпускать в свободную продажу. Автомобиль, который по дизайну не должен вызывать желания его купить. У него две основные функции: защищать и перемещать. Мне хочется, чтобы лимузин имел свое лицо. ЗИЛ, на котором ездил Горбачев, в этом плане – идеальный пример. Но я не имею в виду, что нам нужен ЗИЛ №2. Машина должна стать отражением той эпохи, в которой мы живем.
— В последнее время дизайн автомобилей стал мультикультурным, и все-таки можно сказать, что существует российский стиль? В чем он проявляется?
— Нам из эпицентра тяжело судить о российском почерке. От некоторых коллег, которые работают за рубежом, я регулярно слышу, что европейцы и китайцы и действительно выделяют некий русский стиль. И он, как ни странно, достаточно строг. Можно сказать, что это практически немецкий дизайн. Он очень конструктивен и рационален. Это то, как видят наш дизайн на Западе. Нам он представляет по-другому. Японский дизайн можно выделить, итальянский, американский – тоже, но уже немного сложнее. Русский? Очень трудно. В конце концов, окончательно размоется понятие географической принадлежности в дизайне – невозможно закрыться в отдельно взятой стране и сделать машину с нуля.
— Вальтер де Сильва в одном из интервью предсказал, что дизайн автомобилей скоро зайдет в тупик из-за изменения восприятия машин. Вы с этим согласны?
— Автомобили различаются все меньше и меньше. Если взять одноклассников, то они очень похожи. Если смотреть на вещи более глобально, то мы на пороге кардинальных изменений. Совсем скоро автомобиль перестанет привычно выглядеть в нашем понимании. В некоторых странах, включая Россию, машина – это статусная вещь. Европейцам же все равно, какой у них автомобиль. В этой ситуации все меньше молодежи рассматривают автомобиль как необходимую вещь – они, наоборот, видят в нем вредителя: парковка, топливо, налоги и прочее.
Есть еще два момента, которые сильно повлияют на дизайн: беспилотность и каршеринг. Автомобиль перестанет быть частной собственностью, а если большинство людей пересядет на каршеринг, то в этих условиях нам не потребуется покупать автомобиль и выбирать его по дизайну. Это значит, что производителям не нужно будет заворачивать автомобили в красивую обертку. Скоро машины могут превратиться в безликие коробочки, которые будут отличаться шильдиком. Это не коснется люксового сегмента, потому что там люди привыкли получать удовольствие от вождения.
— Возьмем последние три года. Вы вспомните, когда в последний раз сказали «вау», увидев новинку на дороге?
— Мне очень нравится Kia Cee’d. Из того, что выходило за последние три года, трудно выбрать. А так мне по душе максимально простые машины вроде Land Rover Defender, Nissan X-Trail и Volvo 760 – чем брутальнее, меньше поверхностей и переходов, тем машина лучше. Я наигрался в дизайн и теперь хочу, чтобы это была пропорциональная машина без лишних украшательств.
Есть категория машин, которые мне нравятся и я не могу объяснить, почему. Например, предыдущая Toyota Highlander. Пытался анализировать, но не пришел к выводу. Из того, что сейчас производится, мне симпатична Skoda Octavia. Она минималистична, строга и при этом имеет свой характер.
— Volvo S80, Alfa Romeo 156 и Volkswagen Scirocco – кого выберете?
— Я бы выбрал Volvo S60 (смеется – прим. редактора). Предыдущая S60 – это один из идеалов с точки зрения дизайна. Питер Хорбери создал удивительно гармоничную модель. Вторая машина для меня – это Skoda Roomster, а третья в личном рейтинге – Hyundai Getz. Из предложенных выбрал бы «Альфу».
— Уже в одном из ваших интервью я прочитал, что вы считаете Hyundai Getz «бóльшим шедевром», чем Porsche Panamera. Почему?
— Getz – массовая машина, а это значит, что изначально задача дизайнера была гораздо сложнее. В люксовом сегменте работать проще, потому что там меньше ограничений. Но и там есть машины, которые стимулируют слюноотделение – Bentley Continental GT, например. Hyundai Getz – очень гармоничный, сбалансированный и пропорциональный автомобиль. В нем есть загадка, а в Panamera ее нет. Ты просто смотришь на Porsche и понимаешь, что деньги потрачены не зря. Если брать современные машины, то, например, в Volkswagen Scirocco тоже есть загадка.
— А насколько важен дизайн для коммерческих автомобилей?
— Если промышленность расценивает дизайн как создание внешнего вида, то это неправильно. Кто так думает – тот проиграет. Дизайн – это создание структуры, подхода, взаимодействие человека с машиной. И только на каком-то там пятом-десятом месте это уже эстетика. В своей работе я сталкивался с таким подходом – железнодорожным производителем. На вопрос о том, почему у вас получился такой странный дизайн, они ответили, что внешность поезда рисовал его конструктор. Это, увы, классический подход людей, которые работают в промышленности. Примерно то же самое было и с трактористами. Дизайн развивается там, где есть конкуренция.
У меня в детстве была книжка о том, как строили БелАЗ. Я был воспитан на этих грузовиках, на их масштабах. БелАЗ – это круто. Но когда я пару лет назад посмотрел, что они делают, то понял, что самосвалы изменились не в лучшую сторону. Раньше они привлекали талантливых дизайнеров, и это было видно. У автомобилей был образ, а сейчас его размыли.
— А что нужно уметь и какими качества обладать, чтобы рисовать автомобильные шедевры?
— Рисовать можно и не обладая особенными качествами, но вот чтобы научиться проектировать… Здесь сложнее. Необходимо природное, детское любопытство – оно позволяет тебе развиваться. Дизайн – это мультидисциплинарная профессия. Дизайнер постоянно общается с конструкторами, технологами, менеджерами, заказчиками – он должен разбираться в общей структуре объекта, который проектирует, в материалах, технологиях, должен понимать перспективы развития, экономическую составляющую. От его профессии в немалой степени зависят доходы предприятия. С каждым годом количество необходимых навыков только увеличивается. Еще важна исполнительность и пунктуальность. Никого не интересует дизайн, который должен был выйти еще вчера, но появился только сегодня.
Иллюстрации: Андрей Конопатов, Арсений Костромин
Дизайн автомобиля как произведение искусства
Дизайн настолько прочно вошел в нашу жизнь, что кажется, будто существовал всегда. Объективно, почти так и есть, имея в виду, что само слово «design» появилось в XVI веке. Разумеется, в те далекие времена смысл его сильно отличался от того, что мы подразумеваем под дизайном сегодня. До появления промышленного производства оставалось более двух веков, и итальянское выражение «disegno intero» (концепция, идея произведения искусства) имело отношение исключительно к искусству, означая божественное вдохновение, снизошедшее на художника. Оксфордский словарь 1588 года более конкретен: дизайн – это «задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства». КлючевЫе словА – «произведение искусства». Запомним.
С развитием капитализма в XIX веке первым промышленным дизайнерам было, конечно же, не до искусства. Они решали задачи унификации научных и инженерных знаний. В автомобильной промышленности так было вплоть до 1927 года, когда, впервые в истории, компания Cadillac пригласила дизайнера разработать внешний вид модели LaSalle. Более того, с этой целью было создано новое подразделение, аналогов которому не было в Европе – Cadillac Art & Color (Кадиллак Искусства и Цвета). Возглавил подразделение Харли Эрл, впоследствии ставший президентом корпорации General Motors. А созданный им департамент превратился в мощный дизайн-кластер, известный сегодня как Дизайнерский центр General Motors.
Многие выдающиеся идеи были придуманы в подразделении Эрла. Cadillac Aerodynamic Coupe – первый концепт-кар, созданный специально к Всемирной выставке в Чикаго 1933 года. Он отличался от всех остальных автомобилей мира тем, что «запаска» впервые крепилась не снаружи на кузове, а переместилась в багажное отделение. Добавим, что концепт-кар был также первым легковым автомобилем с двигателем V16 под капотом. Люк. Мало кто знает, но впервые он появился на автомобилях Cadillac в 1938 году. По многочисленным свидетельствам тех времен, люди были поражены гениальностью этого изобретения, позволявшего наслаждаться солнцем и свежим воздухом даже без складного верха. Экскурс в историю автомобильного дизайна можно продолжить появлением на автомобилях Cadillac изогнутого ветрового стекла. Именно дизайнеры Cadillac, опираясь на технические достижения тех времен, придумали то, что сегодня нам кажется вполне будничным. А в 1948 году это воспринималось как революция, которая, кстати, добралась до автомобильной промышленности Старого Света лишь несколько лет спустя.
Славная история марки Cadillac насчитывает десятки не менее значительных достижений, произошедших в последующие годы. Параллельно с развитием автомобильной промышленности, совершенствованием технологий менялось и восприятие людьми предметов дизайна. Раньше потребитель хорошо представлял себе, чем искусство отличалось от дизайна. Искусство находилось в музеях и галереях, дизайн – в магазинах и шопинг-моллах. Однако в конце столетия это представление радикальным образом изменилось. В самом деле, как мы выбираем вещи при покупке? Всегда ли делаем это, руководствуясь прагматическими соображениями, исходя из технических характеристик и т. д.? Самые актуальные исследования свидетельствуют о том, что все чаще наш выбор оказывается предопределен непосредственно дизайном, все остальное отходит на второй план. Что практически неотличимо от восприятия нами искусства, когда картина художника по совершенно необъяснимым причинам начинает нравиться. Неудивительно, что сегодня многие работы известных промышленных дизайнеров официально считаются произведениями искусства. Они существуют в единичном экземпляре или в очень ограниченной серии, стоят баснословных денег и продаются на аукционах. Так же как, к примеру, полотна Энди Уорхола или Френсиса Бэкона.
Таким произведением является, например, шезлонг Lockheed Lounge (Локид Лоундж) работы знаменитого австралийского дизайнера Марка Ньюсона. Он сделал его из плексигласа обшитого алюминием, украсив корпус характерными заклепками, как у старых гражданских самолетов. Первый экземпляр Lockheed Lounge (Локид Лоундж) был продан на аукционе Sotheby’s без малого за миллион долларов США. Это самая высокая на сегодняшний день цена за произведение дизайна ныне живущего автора. Восприятие дизайна как искусства отразилось и на автомобильной промышленности, всегда находившейся в авангарде развития промышленного дизайна. Посетители Детройтского автосалона 1999 года, особенно те счастливчики, которые оказались в первых рядах презентации концепт-кара Cadillac Evoq, вероятно, никогда уже не забудут то волнующее чувство, которое возникает при встрече с настоящим шедевром. Словно проекты Ле Корбюзье, указавшие пути развития мировой архитектуры на десятилетия вперед, этот экспериментальный автомобиль обозначил направление, которое можно назвать не иначе как «стиль Cadillac». Иными словами, люди увидели будущее. Чем, скажите, это отличается от восприятия искусства? Кстати, в уверенных и острых гранях кузова Evoq, напоминающих формы истребителя, удивительным образом ощущалась и эмоциональность легендарных моделей прошлого. Столетний юбилей компания Cadillac отметила концептом Cien с кузовом из алюминия. Cien в переводе с испанского означает «сто». Этот проект был не только исключительным произведением дизайна. Сквозь заднее стекло можно было видеть двигатель, установленный в средней части кузова, 7,5-литровый агрегат Northstar XV12 из алюминиевых сплавов. Cуперкар оснащался самыми современными на тот момент технологиями, включая системы ночного видения, помощи при движении задним ходом, а также громкой связью с возможностью узнавания голоса. Этот автомобиль настолько опередил свое время, что с успехом использовался в съемках футуристического блокбастера «Остров» с участием таких звезд, как Юэн Макгрегор и Скарлетт Юхансон. В концепт-каре Cien впервые в истории автомобилестроения успешно объединились два мира, практически не соприкасавшиеся ранее: мир искусства и мир науки. Этот потрясающий симбиоз предопределил характер современных автомобилей марки Cadillac.
Cadillac CTS 2014 модельного года – новейшая разработка марки, в лучших традициях концептов Evoq и Cien, тонкая и острая грань между просто хорошим и великим. CTS – продукт легендарной школы дизайна Cadillac, которая прокладывала путь от одной гениальной идеи к другой. Он устанавливает новые стандарты буквально во всем – от пассивной безопасности до динамики. Кроме того, создатели CTS стали первопроходцами в области разработок информационно-развлекательных систем с интуитивно-понятным управлением. Так же как искушенный ценитель безошибочно определит автора великого произведения искусства, точно так же и невозможно ошибиться в том, что перед вами Cadillac. Призванный выделяться среди мировых лидеров автоиндустрии премиум-класса, этот интригующий седан поднимает на новый уровень наши представления о роскоши и спортивном стиле. Изящная решетка радиатора, окаймленная матовым хромовым гальванопокрытием. От нее по бокам расположены вертикальные светодиоды, уходящие вниз к мощным воздухозаборникам. При желании можно установить и великолепные газоразрядные фары с системой адаптивного освещения. Датчики реагируют на скорость и поворот рулевого колеса, фокусируя поток света точно в направлении движения. В задней части кузова внимание привлекают по-спортивному агрессивные патрубки выхлопной системы и светодиодный стоп-сигнал, интегрированный в спойлер. Дверные ручки также снабжены светодиодной подсветкой. Длинный низкий профиль с коротким передним свесом придает автомобилю атлетичный и в то же время утонченный вид. Изящные плавные линии берут начало в передней части автомобиля и устремляются назад. Они не разбегаются в разные стороны, как на автомобилях других марок, но вселяют уверенность и гордость от обладания автомобилем.
Динамизм экстерьера CTS нашел отражение и в салоне. Эргономика безупречна: все элементы управления гармонично скомпонованы и находятся прямо под рукой. Оригинальные материалы, включая экзотические породы дерева, анодированный алюминий и углеволокно усиливают ощущение роскоши. Великолепная кожаная обивка, прошитая вручную французским стежком. Клиенты могут персонализировать свой CTS, выбрав один из семи вариантов отделки интерьера, отличающихся тщательно подобранным сочетанием цветов и фактур. Система Bose наполняет салон объемным звуком концертного качества, подавляя нежелательные шумы при помощи устройства Bose Active Noise Cancellation (системой шумоподавления). Такие опции, как регулируемые в 20 направлениях передние сиденья с обивкой из полуанилиновой кожи, конфигурируемый приборный щиток, подсветка контуров дверей, полноцветный информационный дисплей и большой панорамный люк UltraView (максимальный обзор), позволяют еще больше кастомизировать салон по своему вкусу. Лучшая мера безопасности – предупреждение столкновения. В Cadillac CTS интегрирована система «Осведомленный водитель». С помощью радаров и камер она информирует о потенциальной опасности, которую водитель может не заметить. Более того, в пакет входят система предупреждения о появлении объекта в «слепой» зоне, камера заднего вида, стеклоочистители с датчиками дождя и автоматическая регулировка света фар.
Впечатляющий 8-дюймовый мультитач-экран, входящий в базовое оснащение CTS, безупречно определяет приближение руки. При нажатии на иконку дисплей дает тактильную обратную связь, благодаря чему вы можете не отвлекаться от дороги. Элементы управления на рулевом колесе имеют удобное расположение, а набор телефонного номера сводится к простому произношению имени абонента.
Новый Cadillac CTS – один из самых легких заднеприводных автомобилей в своем классе, с прекрасно зарекомендовавшим себя динамичным шасси. Использование передовых легкосплавных материалов в конструкции, включая алюминиевые капот и двери, превращает седан CTS в настоящее инженерное чудо. И это не пустые слова. Новинка проходила полномасштабный тест при максимальных нагрузках на Северной петле Нюрбургринга. Великий автомобиль, великая трасса!
Дьявол, как известно, кроется в деталях. Объедините мощный 276-сильный турбодвигатель объемом два литра со спортивным задним или опциональным полным приводом и технологию активного распределения крутящего момента, и вы получите все преимущества инновационной платформы, на которой построен новый CTS. Последнее поколение системы адаптивной подвески позволяет выбрать один из трех режимов настроек подвески – Tour (спокойное передвижение), Sport (быстрая езда) или Snow/Ice (езда по льду), обеспечивающих идеальный контроль и устойчивость на дороге. Передние тормоза Brembo – прославленной марки, не нуждающейся в особых представлениях, – плюс высококлассное рулевое управление ZF добавляют уверенности водителю, улучшая его взаимодействие с автомобилем и дорогой.
Давайте еще раз вспомним определение дизайна согласно оксфордскому словарю 1588 года. Итак, дизайн – это «задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства». Глядя на первые скетчи Cadillac CTS, становится очевидно, что точнее не скажешь.