0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Асимметрия в автомобильном дизайне: 12 самых громких примеров

Содержание

Асимметрия в автомобильном дизайне: 12 самых громких примеров

12 несимметричных моделей автомобилей, которые сломали шаблоны

Иногда авангардному дизайну и гармонии нет места на кузове одного автомобиля

Как любое произведение искусства, дизайн автомобиля обычно основан на гармонии. И конечный результат этой симметрии, как правило, приводит к приковывающему взгляд привлекательному внешнему виду. Но если симметрия является основой, которая составляет 99,9 процента автомобилей в мире, то как насчет остальных 0,1 процента?

В «ноль-один» вошли именно асимметричные автомобили – странные жертвы дизайнерских экспериментов. Мы выбрали 12 самых интересных моделей – как серийных автомобилей, так и концептов. Некоторые, такие как Hyundai Veloster или Mini Clubman, иногда встречаются на наших улицах и дорогах. О существовании других вы, вероятно, вряд ли знали до сегодняшнего дня.

Но все они имеют нечто общее: они крайне нестандартные!

BMW Vision ConnectedDrive Concept

BMW Vision ConnectedDrive был прототипом, представленным на Женевском автосалоне в 2011 году. В нем были собраны новейшие на тот момент технологии, которые в будущем появятся на моделях бренда. Благодаря стараниям Джулианы Блази у него была электрическая силовая установка.

Где асимметрия? Она хорошо видна на капоте.

Citroën 2CV Prototype

На этапе прототипа, во второй половине 1930-х годов, Citroen 2CV был явно асимметричным автомобилем. Несомненно, этот прототип стал прелюдией к той модели, которая впоследствии станет одним из самых известных автомобилей в мире (представлен на Парижской выставке в 1948 году).

Где асимметрия? В чем-то столь же простом как лампа накаливания. Прототип имел всего лишь один осветительный прибор (со стороны водителя). По-видимому, это был минимум, с которым французские власти могли допустить автомобиль к передвижению по дорогам.

DS X E-Tense Concept

Задуманный как концепт-кар, предтеча спортивного автомобиля 2035 года, DS X E-Tense оснащен двумя электродвигателями и может обеспечить максимальную комбинированную мощность до 1.360 лошадиных сил.

Где асимметрия? В этом случае все просто: достаточно взглянуть на переднюю часть.

Ford Fiesta Urba Concept

Представленная на Женевской выставке в 1989 году, концепция Ford Fiesta Urba показала дизайн, который популяризировали Hyundai Veloster и Mini Clubman десятилетия спустя. Однако в отличие от Veloster и Clubman этот Ford никогда не производился серийно.

Где асимметрия? Со стороны водителя была только одна дверь. и две со стороны пассажира.

Hyundai Veloster

Продается с 2011 года. Это своеобразное компактное трехдверное купе или пятидверный хэтчбек в длину 4.2 метра и выбором из двух бензиновых двигателей не самой большой мощности: 1,6 GDI мощностью 140 лошадиных сил и 1,6 TDGI мощностью 186 л. с. На последнем Детройтском шоу Hyundai представила второе поколение.

Статья в тему:  Советское видение будущего автомобилей

Где асимметрия? В схеме дверей – одна со стороны водителя и две со стороны пассажира. Наглядный пример, как концептуальная идея приобретает реальные очертания.

Land Rover Discovery

Land Rover Discovery в настоящее время – это одна из самых популярных и долгоиграющих моделей в традиционной линейке Ланд Ровер.

Где асимметрия? На двери багажника, в районе номерного знака. Характерная особенность, которую уже можно было увидеть на Discovery 3 и 4.

Mini Clubman

Первый «Клабман» «нового» Mini – один из примеров золотого века бренда, где нашлось место каждой безумной идее. В том случае, если вы не помните: даже Джон Купер разработал версии для модели на 211 лошадиных сил.

Где асимметрия? С правой стороны, в виде небольшой двери с обратным открыванием, что облегчило доступ к задним сиденьям.

Nissan Bevel Concept

Без сомнения, это не самая успешная дизайнерская работа Nissan. Но она достаточно асимметрична для того, чтобы быть включенной в наш список. Впервые кроссовер появился на Детройтском шоу в 2007 году.

Где асимметрия? Помимо наличия большой двери со стороны водителя и двух со стороны пассажира, передняя решетка радиатора, передний бампер и задняя дверь не были симметричными.

Nissan Cube

Если говорить о дизайне, то Nissan Cube – одна из самых необычных моделей в продаже за последние десятилетия. Да, на самом деле прошло 10 лет с тех пор, как начались продажи этого «кубика», но и сегодня он по-прежнему выглядит чрезмерно футуристично.

Где асимметрия? В основном в багажнике, остекленная поверхность которого распространяется в правую сторону, без наличия задней стойки, пересекающей ее путь.

Plymouth XNR Concept

Представленный в 1960 году, этот прототип родился с четкой целью: бросить вызов Chevrolet Corvette. И он мог бы достичь этого, так как у него был двигатель мощностью в 250 лошадиных сил, максимальная скорость была порядка 250 км/ч и модель отличалась странным, но привлекательным дизайном итальянского дизайнерского и кузовного ателье «Carrozzeria Ghia».

После хождения по рукам концепт-кар был продан с аукциона в Монтерее в 2012 году почти за миллион долларов.

Где асимметрия? Взгляните сзади и вы увидите.

Renault 4

Renault 4 – одна из самых известных моделей в истории французского бренда. Конечно, вы спросите, почему она в этом списке? Где спрятана асимметрия? Если вы пытаетесь найти асимметричные части на кузове, вы ищете не в том месте.

Где асимметрия? В шасси. Рено 4 имеет разную колесную базу, так как одно заднее колесо отстает от другого. Все для упрощения схемы подвески.

Renault Eolab Concept

Renault Eolab – это прототип с гибридной подключаемой установкой. Он был представлен за несколько дней до Парижской выставки 2014 года, но так и не дошел до производства.

Где асимметрия? Как вы можете видеть на фотографии, тайна кроется в дверях. Опять их здесь две со стороны пассажиров и одна с водительской стороны.

Асимметричный рисунок протектора: просто для красоты или не только? Разбираемся вместе с Toyo Tires

Последнее время все чаще можно заметить, что многие автомобили обуты в шины с необычным асимметричным рисунком протектора. Выглядят такие шины действительно агрессивно и дерзко. Так что, асимметрия действительно дает какие-то преимущества или это просто веяние моды? Давайте разбираться.

Если зайти на любой сайт, предлагающий подбор шин по заданным параметрам, и ввести в качестве критерия отбора «асимметричный рисунок протектора», то вам будут предложены десятки вариантов. Среди них будут и бюджетные, такие как Viatti Strada Asimmetrico V-130 или KAMA Euro-129, и дорогие шины для самых престижных автомобилей категории «люкс», которые предлагают премиальные шинные марки – Michelin Pilot Sport Cup 2 R, Pirelli PZero Corsa Asimmetrico, Goodyear Eagle F1 SuperSport R, Vredestein Ultrac Sessanta… Но это мы смотрели летние шины. А если глянуть на шины для зимних условий? И тут такая же картина. Есть подешевле – Viatti Brina Nordico V-522, Nitto Therma Spike или Gislaved Soft Frost 200, есть подороже – Pirelli Winter 240 SottoZero или Continental CrossContact Viking. Но раз самые именитые шинные компании из разных стран считают своим долгом иметь в своей линейке шины с асимметричным рисунком, значит, дело не только в моде.

Статья в тему:  Рейтинг надежности подержанных автомобилей 2020, по мнению TUV, Германия

Действительно, идея асимметричного протектора пришла к нам из мира автоспорта, равно как и многие другие технологии, изначально разработанные для гонок и прошедшие суровую проверку на трассах автодромов. Ведь какими главными качествами должна обладать шина скоростного автомобиля? Она должна обеспечивать отличное сцепление с дорожным покрытием, идеальную управляемость и устойчивость в поворотах. Соответственно, на сухой дороге лучше всего будут вести себя шины с максимально возможной площадью пятна контакта. Не случайно на сухих трассах гоночные болиды оснащают «сликами», то есть шинами, протектор которых вообще лишен какого-либо рисунка. Но ведь дорожным автомобилям приходится ездить не только по идеально ровному и сухому асфальту, да и гонки на автодромах проводят не только в сухую погоду. А вода, как известно, обладает свойством несжимаемости, и даже тончайший ее слой, возникший между поверхностью дороги и шиной, мгновенно уменьшит коэффициент сцепления чуть ли не до нуля. Значит, эту воду из пятна контакта нужно куда-то деть. Для этого протектор делят на отдельные блоки, которые разделены водоотводными канавками. Конфигурация и взаимное расположение блоков и канавок и образуют характерный рисунок протектора. И вот тут появляется первое противоречие: для максимального контакта с дорогой нужно, чтобы площадь резиновых блоков была как можно большей, а канавок – как можно меньшей, а вот для максимально быстрого и эффективного вывода воды из пятна все должно быть строго наоборот. Вот и бьются конструкторы разных марок, пытаясь найти оптимальный баланс, а для принятия правильных решений проводят тысячи экспериментов. Именно в ходе этих экспериментов и выяснилось, что различные области протектора шины во время движения имеют разные функции, причем в зависимости от режима движения на авансцену выступает то одна, то другая область.

В поворотах и при торможении главную роль играют наружные плечевые зоны. Значит, здесь нужны максимально плотно расположенные блоки с относительно небольшими канавками, которые их разделяют. За стабильность при прямолинейном движении отвечают центральные зоны протектора – значит, здесь нужны жесткие продольные ребра. А вот лишняя влага из пятна контакта лучше всего выводится именно внутренней частью протектора – стало быть, именно здесь нужны самые широкие и глубокие канавки, причем их конфигурация должна быть направлена именно на эффективный выброс влаги. Все вместе это и привело к появлению концепции шин с асимметричным протектором. Давайте рассмотрим, как устроена такая шина на примере новейших шин Toyo Proxes TR1.

Это модель пришла на смену очень удачным спортивным шинам Proxes T1R, которые оставались на конвейере в течение невероятных пятнадцати лет. Впервые ее показали в 2018 году, и вот уже два года Toyo Proxes TR1 регулярно появляется на стеллажах специализированных шинных магазинов, привлекая клиентов не только агрессивным внешним видом, но и умеренной ценой. Действительно, Proxes TR1 относятся к классу UHP (Ultra High Performance) и имеют индекс скорости V или W (то есть допускают движение на скоростях до 240-270 км/ч). Однако при этом они представляют среднюю ценовую категорию: шина производится в 57 типоразмерах, и в зависимости от размерности цены за единицу варьируются от 3500 до 12 000 рублей. Например, шины скромной размерности 195/50 R15 за 3500-4000 рублей встанут как родные на Lada Granta, а низкопрофильными катками размером 245/35 R20 за 11-12 тысяч можно побаловать мощный спорт-седан или купе премиальной немецкой или японской марки.

Статья в тему:  Автопилот Теслы: 5 особенностей новой технологии

Первое, что обращает на себя внимание – это сам рисунок протектора, полностью асимметричный, чем-то напоминающий еловую лапу, только стесанную с одной стороны. Продольных водоотводных канавок три: два широких канала расположены ближе к наружной части шины, формируя расположенное между ними центральное ребро жесткости. Непосредственно рядом с внешним продольным каналом расположен наружный пояс жестких плечевых блоков, которые рассекают замкнутые клиновидные канавки. В результат наружные плечевые блоки сливаются своими основаниями, образуя еще одно продольное ребро жесткости. Благодаря своей конфигурации наружные блоки практически не имеют возможности деформации при боковых нагрузках, что самым благотворным образом сказывается на управляемости. Еще одна широкая зигзагообразная продольная канавка проходит вдоль внутренней части. Именно в нее впадают стреловидные канавки, отводящие воду из пятна контакта и формирующие общий образ. Ну а соединяющиеся с ней открытые поперечные канавки, пересекающие внутреннюю плечевую зону, отвечают за завершение работы по отводу воды из пятна контакта и активное противодействие аквапланированию.

Но на главную задачу достижения максимальных характеристик как на сухой, так и на мокрой дороге работает не только дизайн рисунка протектора, но и внутренняя конструкция шины, равно как и состав резиновой смеси.

И здесь создатели шин вновь сталкиваются с диаметрально противоположными требованиями. Для максимального сцепления с дорожным полотном и ездового комфорта смесь должна быть как можно мягче, а вот такие параметры, как управляемость и срок службы, требуют достаточной твердости. Смесь, из которой изготовлены шины Toyo Proxes TR1, разработана с помощью фирменной технологии Nano Balance. Эта технология позволяет анализировать свойства резиновой смеси на наноуровне и смешивать компоненты с удивительной точностью, добиваясь тем самым максимально высоких характеристик. В состав смеси входят сверхактивные полимеры, специальные полимеры, повышающие износостойкость, диоксид кремния и технический углерод, причем точность и равномерность смешивания позволяет достичь сочетания оптимального сцепления на мокром покрытии и низкого сопротивления качению. Таким образом, убиваются два «главных зайца»: высокий уровень сцепления – это ключ к безопасности, а низкие значения коэффициента сопротивления качению – залог высокой экономичности и низкого расхода топлива.

Ну а собирает все главные компоненты в единый комплекс внутренняя конструкция шины. Proxes TR1 отличает высокая продуманность каждого элемента, ведь конструкцию разрабатывали с помощью технологии T-MODE, то есть в процессе разработки и в ходе испытаний широко использовалось компьютерное моделирование. К разговору об этих методах мы тоже обязательно вернемся, а пока отметим, что конструкция оптимизирована для достижения наилучшей управляемости и курсовой устойчивости. Два слоя прочного металлического корда с высокой прочностью на растяжение и верхний слой брекера с нитями спирального плетения с усилением в плечевых зонах улучшает управляемость как на сухом, так и на мокром покрытии, а также курсовую устойчивость. Более высокий (по сравнению с предшествующей моделью и многими конкурентами) подворот каркаса в зоне боковины, заходящий в плечевую зону, а также сверхпрочное бортовое кольцо дают прямой отклик на каждый поворот руля, надежность и большой срок службы шины.

В итоге конструкторы получили весьма солидный прирост параметров. Например, на полигоне Toyo Tires в Миядзаки замерили тормозной путь автомобиля VW Golf на мокром покрытии при торможении со 100 км/ч до полной остановки. По сравнению с результатом предшественника, шин Proxes T1R, он уменьшился на 16%. Казалось бы, немного… Но в реальной жизни тормозной путь на мокрой дороге, как правило, составляет не менее 120 метров. А это значит, что тормозной путь на новых шинах будет меньше на целых 18-20 метров, и это расстояние вполне может отделить мимолетный эпизод, в ходе которого вы получили некоторый выброс адреналина и о котором забудете уже через пару часов, от реальной беды – с долгим и дорогостоящим ремонтом или, не приведи господи, с пострадавшими людьми. Уменьшилось на 10% и сопротивление качению – это подтвердили испытания, проведенные в техническом центре Toyo Tires в городе Хёго.

Статья в тему:  Управление ГИБДД УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу

Но есть и еще один момент, которого нельзя не коснуться, – удобство использования. И тут нужно вспомнить историю. В свое время шины с асимметричны рисунком протектора поначалу вызвали у автовладельцев настоящую эйфорию – и эффектно, и эффективно… Однако, как писали когда-то в романах, «восторги быстро поутихли». Дело в том, что первые образцы шин такого типа имели не просто асимметричный, но и направленный рисунок протектора, а это значило, что шины делились на «левые» и «правые», и при установке на автомобиль за этим нужно было следить. Плюс было совершенно непонятно, как быть с запаской: что, возить два запасных колеса вместо одного? И именно поэтому современные асимметричные шины, включая Toyo Proxes TR1, как правило, имеют ненаправленный рисунок. При их установке нужно соблюдать только одно правило: боковина, помеченная словом «outside», должна быть с внешней стороны автомобиля, а «inside» – с внутренней. То, что при такой установке клиновидные канавки с одной стороны машины будут выбрасывать воду чуть назад, а с другой – чуть вперед, не будет никоим образом сказываться на управляемости и любых других параметрах поведения шины. Зато шины можно менять местами, обеспечивая их равномерный износ.

Ну а чтобы контролировать этот износ, компания Toyo Tires изобрела уникальный индикатор. Он расположен на продольном ребре и выглядит как овальное углубление с пятью отформованными на его дне звездочками. Если из них осталась только одна, значит, высота протектора уменьшилась от изначальной величины в 7,9 мм до критического значения 1,6 мм, и вам пора ехать в шинный центр за новым комплектом.

Так стоит или не стоит, готовясь к новому сезону, обратить внимание на асимметричные шины – ну вот на те же Toyo Proxes TR1? Это зависит от вашей системы приоритетов. Если вас прежде всего волнует безукоризненное поведение на высоких скоростях, в том числе – на мокрой дороге, и вам приходится ездить преимущественно по качественным трассам, то почему бы и нет? А вот если вам нужна большая универсальность, и часто приходится ездить по плохим дорогам, щебенке или просто по грунту, то лучше посмотреть на другие модели. Впрочем, в гамме Toyo Tires есть и они, но про них мы расскажем в следующий раз.

Почему автомобили симметричны? Аэродинамика, красота и ассоциация с животными

Вы когда-нибудь задумывались, почему все автомобили имеют продольную симметрию кузова? Ведь мы легко воспринимаем асимметрию практически в любом предмете нашего быта: здания, мебель, посуда, бытовая техника… Даже одежда с разными по дизайну левой и правой сторонами не вызывает отторжения. Почему же автомобили за редкими исключениями всю свою историю были с идеальной внешней симметрией? Зачем некоторые автопроизводители экспериментировали с поперечной симметрией, когда машина имеет одинаковые переднюю и заднюю части? Чем закончились попытки выпустить на рынок асимметричные модели? Обо всем этом мы сегодня и поговорим. Для размышлений на эту тему нам понадобятся автомобильные энциклопедии, аэродинамические постулаты, а также… учебники биологии. Но обо всем по порядку.

Аэродинамика

Первое, что приходит на ум, когда речь идет о симметрии автомобилей, это аэродинамика. Если левая и правая части машины будут иметь разную форму, трудно предугадать, как поведет себя воздушный поток на большой скорости. Все современные автомобили «продувают» в аэродинамической трубе, чтобы дизайнеры могли подобрать оптимальную форму для уменьшения сопротивления набегающего воздушного потока. Это влияет на динамику, расход топлива и акустический комфорт в салоне.

Если бы форма машин была асимметричной, процесс оптимизации аэродинамического сопротивления был бы затруднительным. В зависимости от скорости воздушные массы по обе стороны кузова меняли бы свой угол и неизвестно как пересекались бы между собой, создавая лишние проблемы водителю. Из-за ошибок проектирования формы кузова автомобили могут терять устойчивость на большой скорости и даже переворачиваться (яркий пример — Audi TT первого поколения).

Статья в тему:  Почему у малоизвестной автомобильной компании почти такой же логотип, как у Ferrari

Именно из-за аэродинамики все массовые самолеты имеют идеальную продольную симметрию. Хотя при желании правильно направить воздушные потоки можно и при асимметричной форме. Прототип немецкого самолета Blohm & Voss BV 141 (на фото выше) отлично летал, несмотря на несимметричную конструкцию планера (это было сделано для улучшения обзорности). Понятно, что автопроизводителям невыгодно тратить деньги на подобные кузовные разработки, изучая аэродинамику потенциальных асимметричных машин на разной скорости. Но если углубиться в тему, то здесь речь идет лишь о симметрии формы кузова, но никак не о дизайне.

Производителям ничего не мешает создать «правильный» по форме автомобиль, но с несимметричным дизайном, сделав, например, слева и справа разные фары или нарисовав замысловатую форму остекления. На такой шаг пошли дизайнеры BMW в мотоцикле S1000RR. Получается, симметрия в дизайне (а не форме!) автомобилей берет свое начало не в аэродинамике. Так в чем же?

Сложность разработки

Разработка асимметричных машин значительно увеличила бы их стоимость. Сегодня дизайнеры автомобильных кузовов рисуют фактически только половину транспортного средства. Вторую половину просто дублируют. Даже макеты будущих автомобилей зачастую делают в форме половины кузова, подставляя в конце работы огромное зеркало для создания эффекта целостности.

Но не только зарплата дизайнера увеличила бы рыночную стоимость асимметричной машины. Представьте, как усложнился бы процесс штамповки кузовных деталей, если бы стороны автомобилей были разными. Сейчас для того, чтобы сделать левое крыло, достаточно разработать зеркальную версию правого. Та же история с оптикой, стеклами, дверными ручками, молдингами и декоративными элементами. В общем, делать симметричные машины однозначно дешевле, чем с нарушенной симметрией.

Но если вопрос только в цене, почему тогда автомобили за сотни тысяч долларов тоже симметричны? Дорогие костюмы, роскошные особняки, часы и обувь делают с ярко выраженной асимметрией, а Bentley должна быть одинаковой и слева, и справа. Значит, дело не только в стоимости.

Дизайн

Конечно, основная причина, почему все автомобили имеют симметричный кузов, — это внешний вид. Машины, у которых левая сторона отличается от правой, выглядят уродливо. Это факт. Сделай у автомобиля одну фару больше другой — он будет смотреться нелепо и никто в жизни не купит такую модель. В чем же причина подобного восприятия и почему асимметрия уродует машины, но не портит здания, предметы мебели или одежду? На этот вопрос попытался ответить американский ученый Мак-Креди, изучающий зрительное восприятие людей и животных. Согласно его теории люди, несмотря на то что давно живут в городах, зрительно воспринимают окружающий мир так же, как наши далекие предки, которые обитали в пещерах. Конечно, все это происходит подсознательно.

По мнению ученого, наш мозг постоянно ассоциирует объекты с заложенными в него в процессе эволюции заготовками и раскладывает их на свои «полочки». В мозге есть три условные «полочки», на которых умещается все, что мы видим вокруг себя. Вот эти категории: животные, растения и ландшафт (большие камни, горы и пр.). Именно это наши предки видели в течение миллионов лет. Хотим мы того или нет, но образы зданий в нашем мозге обрабатываются так же, как горы, фонарные столбы наше подсознание ассоциирует с растениями, а автомобили. как раз с животными!

Именно поэтому нам нравится, что у машины две фары (глаза), красивая решетка радиатора (ноздри), «улыбающийся» воздухозаборник (рот) и, безусловно, симметричный дизайн. Животное с нарушенной внешней симметрией воспринимается нашим мозгом как изуродованное и больное. «От него нужно держаться подальше!» — командует нам подсознание. Отсюда и наше восприятие несимметричных автомобилей. За анализ машин отвечают те же участки мозга, что обрабатывают образы животных. Они подсказывают нам, что «с автомобилем что-то не то», когда мы видим модель с разной формой фар. Да взгляните хотя бы на мотоцикл BMW S1000RR (на фото ниже). Вам не кажется, что он очень странный («больной»)? Баварцы, кстати, убрали эту асимметрию, и в новом поколении модель получит обычную оптику.

Статья в тему:  Статистика продаж новых автомобилей в России за периоды Ноябрь 2017 и Январь-Ноябрь 2016/2017 года

Любопытно, что большие грузовики и огромные автобусы с несимметричным дизайном не отпугивают нас. Возможно, из-за своих размеров: наш мозг не может ассоциировать такие большие объекты с животными и они отправляются на «полочку» с ландшафтом (асимметричные горы, как и здания, нас не отталкивают). Конечно, это лишь теория, но звучит правдоподобно. Между тем многие производители в качестве эксперимента выпускали (и выпускают) машины с поперечной симметрией, когда у автомобиля две передние (или две задние) части. С какой целью создаются подобные проекты?

Поперечная симметрия в автомобильном мире

Удобство в городе. В 1947 году французская компания Alamagny предположила, что в будущем все машины будут симметричные с обеих сторон. Это, по мнению инженеров, было бы удобно в городе, потому что автомобилю не пришлось бы разворачиваться. Был даже построен прототип «машины будущего». Двигатель у модели располагался посередине, спиной к нему сидели два человека — водитель и пассажир. Причем ролями они могли меняться по нажатию клавиши. Серийное производство автомобиля так и не наладили (хотя деньги на проект собрали).

Военные машины. Французы из Alamagny не были родоначальниками идеи машины с поперечной симметрией. Еще в 1939 году компания DAF представила миру свой первый военный автомобиль. Это был грузовик-амфибия МС-139, у которого не было передней либо задней части. Машина имела симметричную форму с двумя постами управления и всеми ведущими и управляемыми колесами. В движение рабочий прототип приводил 48-сильный двигатель Citroen 7СV, коробка передач размещалась поперечно в центре. Спереди и сзади (если можно так назвать стороны), спинками друг к другу, находились двухместные сиденья. Автомобиль мог двигаться в любую сторону со скоростью до 70 км/ч.

Безвыходная ситуация. Иногда поперечная симметрия машины — вынужденная мера. По дороге, ведущей от материка к знаменитому французскому острову-крепости Мон-Сен-Мишель, ходят необычные автобусы Cobus DES (о них мы писали в статье про автопутешествие по маршруту Минск — Париж). Это транспортное средство имеет кабины как спереди, так и сзади. Таких моделей нет больше нигде в мире, кроме севера Франции. Дело в том, что развернуться обычному автобусу там негде. А симметрия позволяет водителю просто перейти из одной части автобуса в другую и продолжить путь по обратному маршруту. Кстати, сам автобус, как видите, несимметричный продольно. И ведь не уродлив!

Это прикольно. Иногда поперечную симметрию в машинах делают забавы ради. В интернете полно информации о проектах, когда энтузиасты сваривают две передние части разных моделей. Порой автомобили с «двумя передами» создают для фильмов. В комедии «Каникулы» главные герои передвигаются на вымышленном минивэне Tartan Prancer. Он не совсем симметричный, но выполнен в необычном для нашего глаза стиле. Кстати, создатели этого абсурдного автомобиля вдохновлялись Toyota Previa первого поколения.

Согласитесь, поперечно симметричные машины уже не воспринимаются как «милые зверушки». Они больше похожи на мутантов а-ля вымышленный «котопёс».

Асимметричные авто

Автомобильная история знает десятки проектов абсолютно несимметричных машин. Есть среди них и серийные варианты. Один из популярных — Nissan Cube. Правда, дизайнеры побоялись «уродовать» переднюю часть автомобиля, поэтому странно выглядит лишь корма.

Редкое престижное купе Studebaker Avanti имеет легкую асимметрию в передней части (на капоте). Но дизайнеры умудрились не сделать машину отталкивающе-уродливой. Еще можно вспомнить Hyundai Veloster, который имеет абсолютно разные левую и правую стороны (с разным количеством дверей). Однако этот хетчбэк не воспринимается нами необычно, т. к. мы физически не можем одновременно видеть обе стороны.

Многие гоночные машины делают асимметричными, но там внешний вид не является определяющим фактором. Кроме того, нарушить зеркальное отражение левой и правой частей автомобиля можно с помощью аэрографии или даже простых полосок на кузове. Почему они не отталкивают наш взгляд? Возможно, по той же причине, по которой нам не кажутся уродливыми несимметрично расположенные пятна на собаках или коровах.

Статья в тему:  Смотрите как большие колеса изменяют мощность автомобиля

Конечно, если заглянуть под кузов, то окажется, что все машины являются несимметричными. Двигатель, салон, форма днища — все это не является дизайнообразующими элементами, поэтому там ни о какой симметрии речь идти не может. Но ведь животные (и люди) внутри тоже асимметричны. Впрочем, и идеальной до молекулы внешней симметрии в природе тоже не существует.

16 самых странных концептов автомобилей

Зато в прошлом оно было порой колоссальным. Дизайнеры и конструкторы выдавали такие концепты, что даже сейчас, на фоне современной культуры, в которой «фриковость» только приветствуется, это выглядит как минимум странно. Вот несколько автомобилей, которые имеют крайне неоднозначный внешний вид.

1. Ford Speedster, 1932

Ford Speedster — это автомобиль, который будто вынырнул из ретрофутуристичной и готичной вселенной Бэтмена, и кажется, будто за его руль сядет один из главных мафиози Готем-Сити. Даже сейчас он кажется необычным, а в 1932 году выглядел так, будто его изготовила внеземная цивилизация.

Ford Speedster оснащался двигателем V-8 мощностью 85 лошадиных сил и поставлялся с кнопкой стартера за десятилетия до того, как эта функция стала стандартной в современных автомобилях.

2. Stout Air Lines Stout Scarab, 1936

Период с 30-х по 50-е годы был знаменателен разного рода футуристичными вещами, которые сейчас относят к ретрофутуризму. Конструктор Уильям Стаут из авиакомпании Stout Air Lines решил заняться разработкой автомобилей и в 1936 году представил Stout Scarab. Это была по сути футуристичная дорожная закусочная, оснащённая двигателем Ford V-8.

Дизайн напоминал смесь типичной машины по продаже хот-догов и автомобилей из Готем-Сити в готическом стиле. Вытянутый алюминиевый кузов и обтекаемые формы были прорывом для середины 30-х годов, и Stout Scarab выглядел как космический корабль.

Увы, но этот автомобиль так и не стал популярным, так как стоил пять тысяч долларов, что с учётом инфляции сейчас составило бы 90 тысяч. За эти деньги можно было купить премиальные Packards и Cadillac того времени.

3. Chrysler Thunderbolt, 1941

Chrysler Thunderbolt был настоящим прорывом для начала 40-х годов и представил ряд важных элементов дизайна, оказавших влияние на целое поколение автомобильных инженеров. Компания Chrysler спроектировала аэродинамический алюминиевый кузов автомобиля, который практически полностью скрывал колёса, благодаря чему Thunderbolt выглядел как единая литая конструкция.

Машина имела складную крышу, электрические стеклоподъёмники и фары, открывающиеся нажатием кнопки. В этом инженеры Chrysler обогнали многих производителей автомобилей на несколько десятилетий. Внешне Chrysler Thunderbolt выглядел как бегемот, и его роскошный неповоротливый корпус эффектно смотрелся на фоне всё ещё эксплуатировавшихся тогда «Фордов» 20–30-х годов.

4. Oeuf electrique, 1942

Oeuf electrique, что переводится как электрическое яйцо, был прототипом футуристического электромобиля, разработанным французским промышленным дизайнером Полом Арзенсом в 1938 году. Несколько лет он оставался только на чертежах, и лишь в 1942 году, во время оккупации Франции Германией, был выпущен концепт-кар, который даже в наше время выглядел бы весьма достойно в одном ряду с Mini и другими компактными автомобилями.

Oeuf électrique был изготовлен из алюминия ручной формовки и изогнутого плексигласа — новинки того времени.

5. Tasco, 1948

Эта машина выглядит так, будто у неё вместо колёс ноги, и напоминает какого-нибудь персонажа из мультфильмов того времени. Tasco был спортивным автомобилем, разработанным Гордоном Беригом, и своей формой обязан желанию инженера сделать машину более обтекаемой. По задумке, колпаки странного вида должны были защищать колёса от ветра, что уменьшало бы сопротивление ему и увеличивало скорость.

В автомобиле использовались элементы управления, напоминающие самолёт, а также первая в мире Т-образная крыша. Недостатком машины была огромная по тем временам цена — 57 тысяч долларов, из-за чего он так и не попал на конвейер.

6. Norman Timbs Special, 1948

Ни один другой автомобиль не похож на Norman Timbs Special. Во-первых, в глаза бросаются его изящные изгибы корпуса, начинающиеся у передних фар и заканчивающиеся у задних.

Статья в тему:  Подразделения ДПС и группы по исполнению административного законодательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра

Во-вторых, уникальная конструкция. Вместо классического багажника у Norman Timbs Special в задней части были установлены гидравлические шарниры, которые поднимали её, предоставляя доступ к двигателю, топливному баку и запасному колесу.

В-третьих, у Norman Timbs Special не было крыши и дверей. Попадать в салон предполагалось — как это делали гонщики 20–30-х годов — запрыгивая.

7. GM LaSabre, 1951

GM LaSabre был одним из первых автомобилей со спортивным дизайном, закруглённым панорамным ветровым стеклом, хвостовыми плавниками и обтекаемыми формами своего времени. Многие детали внешнего вида кузова GM LaSabre впоследствии стали стандартом для американских автомобилей, особенно маслкаров. Кабриолет был оснащен революционным по тем временам датчиком влажности, который автоматически поднимал крышу в случае дождя.

8. General Motors Firebird 1 XP-21, 1953

Современные конструкторы суперкаров делают форму автомобилей всё более обтекаемой, похожей на реактивные истребители. Но эта идея не нова, и ещё в 1953 году компания General Motors представила Firebird I XP-21. Автомобиль имел хвостовое оперение, пулевидный фюзеляж из стекловолокна, как у истребителей того времени, и короткие крылья.

Инженеры General Motors оснастили его газотурбинным двигателем мощностью 370 лошадиных сил, который имел две скорости. Автомобиль был создан для проверки практической осуществимости использования газотурбинных двигателей, а не для массового потребителя.

Единственный пилот, который управлял этой машиной, смог разогнаться только до 160 километров в час на первой передаче, и после переключения на вторую шины потеряли сцепление с дорогой из-за экстремального крутящего момента двигателя (до 26 000 оборотов в минуту), после чего испытания были остановлены. Позже автомобиль тестировался ещё раз, но так же безуспешно, и General Motors закрыли проект, отдав предпочтение Firebird II и последующим модификациям.

9. BMW Isetta, 1953

Ещё один автомобиль-пузырь, на которые в 50-х был достаточно высокий спрос. BMW решила не отставать от конкурентов и выпустила модель Isetta, которая имела мультяшный внешний вид и явно выглядела небезопасно. А всё потому, что в отличие от многих других «пузырей» в Isetta дверью служила передняя часть автомобиля. Если происходила авария или машину зажимало спереди, то выйти из неё можно было только через люк в крыше.

Как и у других автомобилей-пузырей, у BMW Isetta было только три колеса, и это был по сути мотороллер с крышей, а не машина в общем понимании.

10. Chrysler Streamline X, 1955

В 50-х годах XX века компания Chrysler пыталась отказаться от своей репутации изготовителя сугубо квадратных автомобилей, так как остальные автопроизводители всё больше скругляли грани машин, делая их обтекаемыми и более привлекательными для покупателей. Chrysler Streamline X должен был продемонстрировать экстремальный стиль на Salone di Torino в 1955 году и произвести фурор своим видом в духе космического корабля.

Машину украшали огромные хвостовые стабилизаторы, начинавшиеся в передней части кузова, а кабина располагалась практически в самой задней его части, из-за чего капот выглядел очень большим. Так как автомобиль был скорее демонстрацией возможностей компании Chrysler в плане создания обтекаемых форм, он не особо предназначался для езды, о чём говорит отсутствие задней подвески.

11. Messerschmitt KR200, 1955

После окончания Второй мировой войны Германия лежала в руинах, и множество её заводов, прежде сосредоточенных на производстве оружия, перепрофилировалось на изготовление мирной продукции. Компания Messerschmitt, известная своими истребителями, в 1955 году представила компактный автомобиль Messerschmitt KR200, который выглядел как что-то несуразное — смесь мотороллера и малолитражной машины.

Крошечный автомобиль имел всего три колеса и управлялся чем-то вроде штурвала вместо привычного руля. Несмотря на столь необычную форму, он был достаточно популярен из-за экономичности, и компания Messerschmitt в период с 1955 по 1964 год выпустила 40 тысяч таких машин.

12. Cadillac Cyclone, 1959

Если ты знаком со вселенной игры Fallout, то мог видеть в ней автомобили с вытянутыми конусообразными фарами. Одним из вдохновителей для постапокалиптического автопарка стал Cadillac Cyclone со знаменитыми конусами на том месте, где должны быть фары.

Статья в тему:  Почему угонщики разбирают автомобили на запчасти?

На самом деле это вовсе не фары, а радары для автомобильной системы предотвращения столкновений — технологии, которая входит в современный адаптивный круиз-контроль. Когда Cadillac Cyclone видел на своем пути приближающийся объект, он включал серию сигнальных огней и громкий звуковой сигнал, который информировал водителя об опасности. Также автомобиль мог автоматически задействовать тормоза, если существовал риск столкновения.

Так как дизайн Cadillac Cyclone был вдохновлён конструкциями авиации и ракет 50-х годов, автомобиль имел крупные хвостовые плавники, а кузов в задней части был похож на сопла реактивных двигателей.

13. Peel P50, 1962

Peel P50 занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый маленький серийный автомобиль из когда-либо созданных. Чтобы ты понимал, его длина составляла 134 сантиметра, ширина — 99, высота — 120, а вес был равен 59 килограммам.

Внешне Peel P50 выглядел как машинка в парке развлечений для детей и вмещал в себя только одного человека и небольшую сумку с покупками. У автомобиля была только одна дверь и одна фара, а также отсутствовала задняя передача. Но при его небольшом весе в этом и не было особой надобности, ведь предполагалось, что водитель при необходимости сдать назад выйдет и отбуксирует машину за ручку, расположенную на ее задней части.

14. Ferrari 512 S, 1970

Если ранее описанные модели можно отнести к ретрофутуризму, то эта была образцом киберпанка, при том что до его появления оставалось ещё полтора десятилетия. Дизайнерская фирма Pininfarina, разрабатывая стилистику автомобилей Ferrari, выпускала различные версии, но самой необычной стала модель Ferrari 512 S Modulo, которая была создана для Женевского автосалона 1970 года.

В дизайне автомобиля ощущалось яркое влияние космической тематики, захватившей умы миллионов людей того времени. Дизайнер Паоло Мартини создал клиновидный кузов с закрытыми колёсными арками и крайне необычную светотехнику. У машины отсутствовали двери в традиционном понимании. Вместо этого колпак с крышей, лобовым и боковыми стёклами полностью сдвигался вперёд, будто открывался шлюз космического корабля.

Всё это даже сейчас выглядит эффектно, а в 70-м году произвело настоящий фурор.

15. Citicar, 1974

Глядя на Citicar, можно подумать, что кто-то приделал к ретрохолодильнику колёса и назвал это автомобилем. Эта машина выпускалась в трёх моделях с мощностью двигателя от 2,5 до 6 лошадиных сил. Для сравнения: сейчас даже у мопедов мощность куда выше. Но стоит сказать, что это был один из первых гражданских электрокаров, и до 2011 года он являлся самым массовым электромобилем в США.

Несмотря на низкую мощность, Citicar развивал скорость до 48–80 километров в час в зависимости от модели.

16. DeLorean DMC-12, 1981

Да, это та самая машина из культовой франшизы «Назад в будущее». Что же в ней такого необычного? В своё время она произвела настоящий фурор, так как её корпус из нержавеющей стали вкупе с уникальными дверями в виде крыла чайки просто свел с ума молодых парней, которые были помешаны на «Звёздных войнах», «Стартреке» и других фильмах и сериалах на космическую тематику и узнавали в формах DeLorean DMC-12 что-то близкое по духу к челнокам из звёздных саг.

Увы, но несмотря на высокую популярность и необычность дизайна, DeLorean DMC-12 прекратили выпускать в 1983 году из-за падения автомобильного рынка и скандала, связанного с обвинением владельца компании Джона Делориана в торговле наркотиками.

Мировой атлас автомобильного дизайна: герои второго плана

«А где же Honda, Subaru и другие?» Это был самый популярный вопрос, который я слышал после публикации первой части дизайн-атласа. Не беспокойтесь, друзья, Honda и Subaru на своих местах, но на дизайн-сцене они далеко не в первом ряду. Вторая часть атласа, которую вы только что открыли, посвящена двум японским компаниям, независимым итальянским дизайн-студиям, экзотическим брендам и китайским концернам. В общем, героям второго плана.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Opel Astra 1.6 CTDi на автосалоне в Женеве 2014

Путевка в супермаркет

Honda давно покинула ряды образцов стиля, но это был сознательный пересмотр имиджа и ценностей. Образно выражаясь, компания предпочла витринам бутиков полки супермаркетов. С 2010 по 2020 год объем продаж в Европе упал в полтора раза, а в Америке в полтора раза вырос. Не говоря уж про Китай, где результаты увеличились в 2,5 раза. Дизайн для таких успехов не обязателен. Сегодняшние автомобили Honda выглядят как футболки из дисконт-центра — безликая внешность и размеры на любой вкус. В глобальной гамме — тринадцать однообъемников и десять кроссоверов. Человеческим фактором это объяснить не получится: главным «креативным директором» по дизайну сегодня работает Макото Иваки, автор концепт-кара CR-Z 2007 года — наверное, последней Хонды, которая старалась выглядеть красиво. Он курирует пятнадцать студий по всему миру (четыре в Японии, по две в США, Китае, Европе и Таиланде, плюс Индия, Индонезия и Бразилия). Но примерно с конца 2000-х Honda планомерно избавляется от эмоциональных моделей, так что самовыражаться дизайнерам особенно не на чем. Родстер S2000, оригинальная NSX, Integra, Accord Type S, чуть раньше — Prelude, чуть позже — трехдверный Civic. Всех этих машин больше нет, Civic и Accord — это просто седаны, а Legend давно не легенда. В 2015 году Honda сделала попытку возродить былой дух, запустив NSX второго поколения. Но ни гибридная силовая установка, ни дизайн, разработанный обворожительной американкой Мишель Кристенсен, которая попыталась хоть как-то оживить фирменную гримасу Хонды, не привели NSX к успеху: за четыре года в мире продано лишь около 2000 машин. В США цену суперкара пришлось снижать на 20 тысяч долларов!

Продолжения, похоже, не будет. Мишель уже работает на Nissan, а подопечные Иваки-сан откупоривают традиционный в таких случаях дизайнерский НЗ — ретротему. Серийный электромобиль Honda e оказался просто рестомодом первого Цивика. Тем не менее за этот проект Honda уже получила престижную дизайнерскую премию Red Dot Award. Компания обещала продолжить ретроизыскания, однако новейший Civic одиннадцатого поколения, который показали в середине ноября, свидетельствует, что прощаться с полками супермаркетов Honda все же не спешит.

Давайте начистоту — с какого момента вы перестали различать поколения Импрезы? Машины четвертой и пятой генерации нетрудно принять за рестайлинг одного и того же Опеля, причем в любой последовательности. С Форестером аналогичная история. Дизайнерский паралич Subaru не так тяжел, как у Хонды, но объясняется примерно теми же причинами: в конце 2000-х эта компания решила полностью изменить свою судьбу. Сюжет стар как мир: маленькая, но гордая японская фирма выпускала машины, которые нравились инженерам и быстро ездили на ралли, а потом пришел новый президент и сказал, что машины надо делать для клиентов. Самое удивительное, все сегодняшние модели разработаны под началом Мамору Ишии, который в ­90-х, еще будучи простым экстерьерщиком, делал Импрезу второго поколения и Legacy третьего поколения. Но поменялись задачи — и вслед за ними архитектура и стиль. Лишь одно осталось неизменным: журналисты ругали и лупоглазую Импрезу, и Трибеку, сделанную гастролером из Альфы Андреасом Запатинасом, и первую «рамочную» Импрезу в 2007 году — и сегодня продолжают в том же духе. Но Subaru точно не посыпает голову пеплом, обогнав с тех пор по продажам в Америке Volkswagen, Мазду и Kia. Трудность только в том, что стиль Viziv, придуманный еще в 2013 году, на сегодня отработал свой жизненный цикл, оправдал надежды маркетологов, но не принес марке новых фамильных черт. Шестиугольная решетка радиатора и скобки светодиодов в фарах — это макияж, а не порода: убери их, и любая Subaru превратится в Ford или Opel. Впрочем, судя по купе BRZ второго поколения, новый стиль уже на подходе: ­Ишии-сан возвращается к лаконичной эстетике, избавив Subaru от лишнего декора, граней и складок.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector